Раз уж разговор зашел о The Beatles, конечно, нельзя не вспомнить и об их дебютной пластинке Please Please Me, которая была записана Ленноном, Маккартни, Харрисоном и Старром всего за один день. У "битлов", как известно, плохих альбомов просто быть не могло, и об этом можно было догадаться с первого же раза. Помимо ставших на века всеми любимыми хитов, таких как Love Me Do, I Saw Her Standing There, P.S. I Love You и, собственно, Please Please Me, а также бодрых каверов на Twist and Shout и Taste of Honey, первая работа "ливерпульской четверки" содержит еще почти десяток отличных песен.
The Beach Boys дебютировали парой лет ранее, и к этому времени были уже вполне состоявшимися звездами. Поучаствовав в популяризации перераставшего в рок рок-н-ролла, создании серф-рока и барокко-попа, группа вскоре постепенно начинала свое незаметное движение в сторону психоделии, которое в 1967 году увенчается убойным хитом Good Vibrations, написанным для альбома Smile, которому выпала непростая судьба. Но это все случилось через четыре года, а в 1963-м парни выдали на-гора целых три альбома, которые и стали классикой серф-рока. И их обложки об этом говорят прямым текстом: первые два называются Surfin" USA, и Surfer Girl, и на них музыканты позируют в плавках с досками для серфинга. Третий - Little Deuce Coupe - чуть отошел в лирике от темы досок в океане и обратился к теме автомобилей, что тоже вполне укладывалось в общий стиль Surfin" USA. Веселый и беззаботный допсиходелический период The Beach Boys - яркий и поблескивающий слепок с пляжей солнечной Калифорнии ранних шестидесятых.
Двумя альбомами (вторым и третьим в своей дискографии) отметился и другой герой серфа - великолепный Дик Дейл. Этот суровый мужчина из Массачусетса, в отличие от экспериментаторов из Калифорнии, на которых он успел оказать очевидное влияние, идей серфа не предавал, и играл его впоследствии, лишь насыщая и развивая его, еще не один десяток лет - на радость всему человечеству. Пластинка со скромным названием King of the Surf Guitar и последовавшая за ней Checkered Flag (как и предшествовавшая им Surfers" Choice - да и как вообще вся дискография Дика) - это то, с чего нужно начинать знакомство с музыкой серф.
Ну и какой серф шестидесятых мог бы быть без The Ventures! Эти выходцы из штата Вашингтон, начавшие еще в конце пятидесятых, были неостановимы, и обладали такой бешеной продуктивностью, что каждый год умудрялись записывать по несколько альбомов. В 1963, например, они выпустили целых пять, в том числе - один из самых успешных - The Ventures Play Telstar and the Lonely Bull. А в это время благодаря их усилиям серф-музыка уже переплыла океан и начинала играться в таких экзотичных для этого занятия странах как Швеция, где замечательная, но, к сожалению, малоизвестная группа The Spotnicks (названная так в честь советских спутников) записала два отличных альбома.
Боб Дилан выпустил в 1963 не просто свой второй альбом - The Freewheelin" Bob Dylan,о чем говорит и само название, наконец познакомил современников с творчеством самого Дилана. На первой пластинке будущий пророк и полубог нескольких поколений исполнял в основном каверы. Второй же альбом впервые продемонстрировал, на что способен Дилан. С полной силой - не одна песня с пластинки стала хитом на все времена и обросла кучей кавер-версий.
Патриарх американского фолка и кантри Джонни Кэш в шестидесятых уже был всеми уважаемым и серьезным человеком - и при этом продолжал выпускать удивительные альбомы. В 1963-м он издал "рождественский альбом", следуя очень милой традиции англоязычного мира, а также пластинку Blood, Sweat and Tears. Кэш всегда пел так, что пробирало до костей. Этот последний состоит их суровых кантри-баллад - своих и чужих - о нелегкой доле рабочего класса. То, что надо для такого голоса. Хотя ему впоследствии удавалось им спеть, казалось, что угодно - и получалось всегда впечатляюще.
Оставлять без внимания альбомы Короля - просто преступно. Пусть даже это "просто" саундтреки. И даже альбому-компиляции Elvis' Golden Records Volume 3 - в виде исключения - следует уделить внимание. Ведь на самом деле "просто" у Элвиса ничего не бывало. Ни его постоянная занятость в кино, ни начинавшаяся "битломания" нисколько не повлияли на его творческий тонус и невероятную харизму, скорее - наоборот. Не пропускайте Fun in Acapulco и It Happened at the World's Fair.
Рой Орбинсон - супербизон, настоящая легенда, обладатель неповторимого голоса и невероятного таланта. Несколько, увы, подзабытый. И если эта забывчивость относится и к вам, начните исправлять этот огрех немедленно. Прослушать лучше его альбомы от начала и до конца - то есть до последнего альбома "супергруппы" Travelling Wilburys. А номерных альбомов у него не так много. Среди них - In Dreams, изданный в 1963 году.
Удивительный дуэт братьев Эверли в 1963 году порадовал мир пластинкой The Everly Brothers Sing Great Country Hits. Магия их голосов до сих пор остается ни с чем не сравнимой. А при таком безупречном материале (что бывало не всегда) прослушивание превращается в бесконечное удовольствие.
Чак Берри в это время студийных альбомов издавать не стал, зато выпустил замечательный концертник, который так и назвал - Chuck Berry On Stage. Об энергетике мистера Чарльза, которую он излучал в те годы, лишний раз говорить не стоит. Нужно просто брать и слушать.
Массу всего назаписывал и наиздавал один из самых выдающихся музыкантов в истории человечества - Майлз Дэвис. Помимо изданий нескольких концертов - как американских, так и европейских - человечество получило новый альбом великого мастера Seven Steps to Heaven. В это время как раз наступал очередной новый период в карьере музыканта, что отразилось даже на составе участников записи, менявшемся по ходу записи пластинки. Эта классика джаза всегда дожидается своего слушателя, если только слушатель найдет в себе достаточно качеств, чтобы наконец сесть и услышать ее так, как она этого заслуживает. А до радикальных экспериментов Майлза было еще не самое время - но мы его любим не только за это (хотя и за это, конечно, тоже).
Продолжать можно бесконечно долго, но для соблюдения хоть какого-то разумного регламента будем закругляться, напоследок вспомнив еще одного великого динозавра. Гораздо менее известного, чем многие из вышеупомянутых, но от этого, конечно, ничуть не менее дорогой сердцу тех, кто знаком с его творчеством. Джон Фэи, мрачноватый, аутичный и крайне мизантропичный гений американского психоделического гитарного звука. Его второй альбом, вышедший в 1963 году, назывался уже вполне в его духе (как и первый, впрочем) - Death Chants, Breakdowns & Military Waltzes. И, как и другие его работы, в том числе The Dance of Death, самая знаменитая - благодаря фильму "Забриски Пойнт" Микеланджело Антониони, где Фэи соседствовал с ранними Pink Floyd, - сразу же отправляет в оранжевую пустыню отрешенных грез.