22.11.2013 13:13
Культура

Самые интересные и запоминающиеся альбомы 1963 года

Текст:  Дмитрий Сосновский
22 ноября 1963 года вышел второй альбом The Beatles - пластинка с бесхитростным названием With the Beatles. Эта работа примечательна и тем, что стала плацдармом для еще не начавшегося "британского вторжения" на Американский континент - спустя три дня под именем Beatlemania! With the Beatles он был издан в Канаде. В декабре того же года пластинка заняла первую строчку в британском хит-параде, где продержалась целую 21 неделю. Всемирная "битломания" только зарождалась, новые короли поп-музыки только осваивались в этой роли, а музыка Великобритании и США продолжала жить своей жизнью, еще не осознавая, что очень скоро изменится навсегда усилиями четырех парней из рабочего английского городка. Редакция сайта "РГ" решила сделать краткий набросок музыкальной картины того времени, вспомнив несколько прекрасных и важных альбомов, вышедших в 1963 году. Следует отметить, что в то время еще доминировал формат синглов, который был сметен концептуальными альбомами несколько позже. Но это вовсе не значит, что цельных и полностью достойных альбомов в то время не было.
Читать на сайте RG.RU

Раз уж разговор зашел о The Beatles, конечно, нельзя не вспомнить и об их дебютной пластинке Please Please Me, которая была записана Ленноном, Маккартни, Харрисоном и Старром всего за один день. У "битлов", как известно, плохих альбомов просто быть не могло, и об этом можно было догадаться с первого же раза. Помимо ставших на века всеми любимыми хитов, таких как Love Me Do, I Saw Her Standing There, P.S. I Love You и, собственно, Please Please Me, а также бодрых каверов на Twist and Shout и Taste of Honey, первая работа "ливерпульской четверки" содержит еще почти десяток отличных песен.

The Beach Boys дебютировали парой лет ранее, и к этому времени были уже вполне состоявшимися звездами. Поучаствовав в популяризации перераставшего в рок рок-н-ролла, создании серф-рока и барокко-попа, группа вскоре постепенно начинала свое незаметное движение в сторону психоделии, которое в 1967 году увенчается убойным хитом Good Vibrations, написанным для альбома Smile, которому выпала непростая судьба. Но это все случилось через четыре года, а в 1963-м парни выдали на-гора целых три альбома, которые и стали классикой серф-рока. И их обложки об этом говорят прямым текстом: первые два называются Surfin" USA, и Surfer Girl, и на них музыканты позируют в плавках с досками для серфинга. Третий - Little Deuce Coupe - чуть отошел в лирике от темы досок в океане и обратился к теме автомобилей, что тоже вполне укладывалось в общий стиль Surfin" USA. Веселый и беззаботный допсиходелический период The Beach Boys - яркий и поблескивающий слепок с пляжей солнечной Калифорнии ранних шестидесятых.

Двумя альбомами (вторым и третьим в своей дискографии) отметился и другой герой серфа - великолепный Дик Дейл. Этот суровый мужчина из Массачусетса, в отличие от экспериментаторов из Калифорнии, на которых он успел оказать очевидное влияние, идей серфа не предавал, и играл его впоследствии, лишь насыщая и развивая его, еще не один десяток лет - на радость всему человечеству. Пластинка со скромным названием King of the Surf Guitar и последовавшая за ней Checkered Flag (как и предшествовавшая им Surfers" Choice - да и как вообще вся дискография Дика) - это то, с чего нужно начинать знакомство с музыкой серф.

Ну и какой серф шестидесятых мог бы быть без The Ventures! Эти выходцы из штата Вашингтон, начавшие еще в конце пятидесятых, были неостановимы, и обладали такой бешеной продуктивностью, что каждый год умудрялись записывать по несколько альбомов. В 1963, например, они выпустили целых пять, в том числе - один из самых успешных - The Ventures Play Telstar and the Lonely Bull. А в это время благодаря их усилиям серф-музыка уже переплыла океан и начинала играться в таких экзотичных для этого занятия странах как Швеция, где замечательная, но, к сожалению, малоизвестная группа The Spotnicks (названная так в честь советских спутников) записала два отличных альбома.

Боб Дилан выпустил в 1963 не просто свой второй альбом - The Freewheelin" Bob Dylan,о чем говорит и само название, наконец познакомил современников с творчеством самого Дилана. На первой пластинке будущий пророк и полубог нескольких поколений исполнял в основном каверы. Второй же альбом впервые продемонстрировал, на что способен Дилан. С полной силой - не одна песня с пластинки стала хитом на все времена и обросла кучей кавер-версий.

Патриарх американского фолка и кантри Джонни Кэш в шестидесятых уже был всеми уважаемым и серьезным человеком - и при этом продолжал выпускать удивительные альбомы. В 1963-м он издал "рождественский альбом", следуя очень милой традиции англоязычного мира, а также пластинку Blood, Sweat and Tears. Кэш всегда пел так, что пробирало до костей. Этот последний состоит их суровых кантри-баллад - своих и чужих - о нелегкой доле рабочего класса. То, что надо для такого голоса. Хотя ему впоследствии удавалось им спеть, казалось, что угодно - и получалось всегда впечатляюще.

Оставлять без внимания альбомы Короля - просто преступно. Пусть даже это "просто" саундтреки. И даже альбому-компиляции Elvis' Golden Records Volume 3 - в виде исключения - следует уделить внимание. Ведь на самом деле "просто" у Элвиса ничего не бывало. Ни его постоянная занятость в кино, ни начинавшаяся "битломания" нисколько не повлияли на его творческий тонус и невероятную харизму, скорее - наоборот. Не пропускайте Fun in Acapulco и It Happened at the World's Fair.

Рой Орбинсон - супербизон, настоящая легенда, обладатель неповторимого голоса и невероятного таланта. Несколько, увы, подзабытый. И если эта забывчивость относится и к вам, начните исправлять этот огрех немедленно. Прослушать лучше его альбомы от начала и до конца - то есть до последнего альбома "супергруппы" Travelling Wilburys. А номерных альбомов у него не так много. Среди них - In Dreams, изданный в 1963 году.

Удивительный дуэт братьев Эверли в 1963 году порадовал мир пластинкой The Everly Brothers Sing Great Country Hits. Магия их голосов до сих пор остается ни с чем не сравнимой. А при таком безупречном материале (что бывало не всегда) прослушивание превращается в бесконечное удовольствие.

Чак Берри в это время студийных альбомов издавать не стал, зато выпустил замечательный концертник, который так и назвал - Chuck Berry On Stage. Об энергетике мистера Чарльза, которую он излучал в те годы, лишний раз говорить не стоит. Нужно просто брать и слушать.

Массу всего назаписывал и наиздавал один из самых выдающихся музыкантов в истории человечества - Майлз Дэвис. Помимо изданий нескольких концертов - как американских, так и европейских - человечество получило новый альбом великого мастера Seven Steps to Heaven. В это время как раз наступал очередной новый период в карьере музыканта, что отразилось даже на составе участников записи, менявшемся по ходу записи пластинки. Эта классика джаза всегда дожидается своего слушателя, если только слушатель найдет в себе достаточно качеств, чтобы наконец сесть и услышать ее так, как она этого заслуживает. А до радикальных экспериментов Майлза было еще не самое время - но мы его любим не только за это (хотя и за это, конечно, тоже).

Продолжать можно бесконечно долго, но для соблюдения хоть какого-то разумного регламента будем закругляться, напоследок вспомнив еще одного великого динозавра. Гораздо менее известного, чем многие из вышеупомянутых, но от этого, конечно, ничуть не менее дорогой сердцу тех, кто знаком с его творчеством. Джон Фэи, мрачноватый, аутичный и крайне мизантропичный гений американского психоделического гитарного звука. Его второй альбом, вышедший в 1963 году, назывался уже вполне в его духе (как и первый, впрочем) - Death Chants, Breakdowns & Military Waltzes. И, как и другие его работы, в том числе The Dance of Death, самая знаменитая - благодаря фильму "Забриски Пойнт" Микеланджело Антониони, где Фэи соседствовал с ранними Pink Floyd, - сразу же отправляет в оранжевую пустыню отрешенных грез.

Рок В фокусе