22.11.2013 00:09
Культура

"Евангелист Марк" Франса Хальса передан в дар музею им. А.С. Пушкина

"Евангелист Марк" Франса Хальса передан в дар ГМИИ им. А.С. Пушкина
Текст:  Иван Владимиров Олеся Курпяева
Российская газета - Столичный выпуск: №264 (6240)
В Белом зале ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялась торжественная передача полотна Франса Хальса "Евангелист Марк", подаренного музею известным российским предпринимателем и меценатом Алишером Усмановым.
Читать на сайте RG.RU

Ирина Антонова, президент ГМИИ им. А.С. Пушкина, сердечно поблагодарив г-на Усманова за столь щедрый дар, отметила, что "за последние 80 лет, прошедшие после фундаментального перераспределения Государственного музейного фонда в 1920-х и в начале 1930-х гг., это, несомненно, самое впечатляющее поступление в коллекцию нашего музея". Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина, в свою очередь поблагодарила мецената и заметила, что музей будет рад поддержке и других благотворителей, чья помощь необходима музею.

Это единственная работа Франса Хальса, одного из трех великих голландцев XVII века, в музейном собрании ГМИИ. Из четырех портретов евангелистов, написанных Хальсом в 1620-х годах, два - св. Луки и св. Матфея - находятся в Одесском музее западного и восточного искусства. Портрет св. Иоанна" - в музее Пола Гетти в США, для которого он был куплен на аукционе в Лондоне в 1997-м. "Евангелист Марк" приобретен Алишером Усмановым в лондонской галерее Джонни ван Хафтена.

Любопытно, что это не первое появление "Евангелиста Марка" в России. В 1773 году четыре картины Франса Хальса были куплены в Голландии для собрания Эрмитажа Екатериной II. В 1812 году все четыре "Евангелиста" Хальса были переданы по распоряжению Александра I для украшения католических церквей в Таврическую губернию. А оттуда, видимо, уже во времена Крымской войны картины были похищены. К ХХ веку шедевр Хальса стал таинственным незнакомцем. Лев, символ евангелиста Марка, был "записан". А вместо темных одежд Марк был облачен в роскошное платье с пышным белым воротником. И лишь выражение лица и положение кистей рук напоминало о евангелисте. Так что в 1972 году, когда полотно появилось на лондонском аукционе, Марк был безымянным "Портретом бородатого мужчины". Авторство же приписывалось Луке Джордано. И лишь сопоставление с портретами "Евангелистов" из Одесского музея помогло узнать шедевр Франса Хальса.

"Говорят, что красота спасет мир. Но для этого нужно, чтобы кто-то спасал красоту, - заметил Владимир Спиваков, предваряя выступление "Виртуозов Москвы" в Белом зале. - Спасибо тем, кто ее спасает - и музеям, и меценатам".

Живопись Музеи и памятники Москва Столица