- Такая задача поставлена перед профильным департаментом, - уточнил Мирошник. - И выполнить ее необходимо в ближайшие полгода: сначала мы создаем ОАО, а затем реализуем эти акции с аукциона. В процессе приватизации уже находится три автопредприятия - комитет по управлению госимуществом выставил их на продажу. Как все будет происходить - это вопрос собственников. Можно продать все, а можно - часть. Важно только понимать, что всегда должен соблюдаться баланс частных и государственных интересов.
Тема перехода общественного транспорта Кузбасса из государственной и муниципальной собственности в частную (как это уже произошло у соседей по Сибирскому федеральному округу) обсуждалась перед очередным повышением цен на билеты - в марте нынешнего года. Тогда представители отрасли обратились к губернатору области Аману Тулееву с открытым письмом, в котором говорилось, что "дальнейшее сдерживание стоимости проезда может привести к сбоям в работе транс-порта, а значит - и к сбоям во всех отраслях". Авторы обращения предлагали поднять цену билетов на пять-шесть рублей, чтобы хватило не только на повышение зарплаты и страхование гражданской ответственности перевозчиков, но и на обновление парка, переоснащение рабочих мест водителей и автослесарей, а также на постоянно дорожающие топливо и запчасти. В итоге тарифы, едва ли не самые низкие в Западной Сибири, выросли - но не на пять рублей, а на два. Затраты предприятий это, конечно же, не покрыло - их по-прежнему продолжали возмещать из бюджета.
Но не прошло и года, как транспортники вышли с новым обращением к власти, похожим на предыдущее. Те же желаемые плюс пять-шесть рублей к плате за проезд на общественном городском транспорте и плюс тридцать процентов - на пригородном и междугородном. И те же слова, что только так можно изменить экономическую ситуацию в отрасли, где трудится в общей сложности более четырнадцати тысяч человек.
- Действительно, нас просто забросали письмами, - прокомментировал ситуацию Александр Мирошник. - Поэтому мы подготовили записку губернатору по итогам социологического исследования, где на вопрос "Как вы отреагируете на повышение цены проезда в общественном транспорте на один-два рубля" никто из респондентов (а опрашивали представителей всех слоев населения) не ответил полностью отрицательно.
Когда именно и на сколько поднимутся цены, по словам вице-губернатора, говорить преждевременно. Зато в конце октября администрация области объявила о десятипроцентном повышении зарплаты всем работникам ПАТП и электротранспортных компаний - от водителя и механика до кассира и сторожа. Кроме того, за последние шесть лет в Кузбассе по специальной программе закуплено 1 400 новых автобусов. Скоро к ним добавится еще сто: половину приобретут до конца нынешнего года, а остальные - в первом квартале 2014-го. При этом, конечно, максимум внимания власть уделяет обновлению подвижного состава областных столиц.Именно в Кемерове и Новокузнецке, как сообщил Александр Мирошник, сегодня семьдесят процентов парка находится в удовлетворительном состоянии.
А если вернуться к балансу частного и государственного интересов, то последний тесно связан с заботой о социально незащищенных гражданах.
- Это та нагрузка, от которой мы не должны отказываться, - подчеркнул вице-губернатор. - Однако не стоит забывать: тот, кто зарабатывает, в состоянии заплатить за проезд и на рубль, и на два больше. Но жизнь идет: кто-то пересаживается на личные автомобили и вообще перестает пользоваться общественным транспортом, а прослойка льготников при этом остается и даже увеличивается. Мало того, летом они вообще ездят бесплатно. А зимой было бы нормальным соотношение пятьдесят на пятьдесят. Сейчас обсуждаются варианты, как лучше обеспечивать льготные категории. Например, предлагается каждый час один автобус на линии делать полностью бесплатным и заменять бумажные проездные электронными. Это, во-первых, в духе времени, а во-вторых, поможет предотвратить случаи фальсификации билетов.
Развитию частных автопредприятий, убежден Александр Мирошник, тоже необходимо помогать. Сейчас собственники, на свой страх и риск закупая автобусы, нанимая работников, сами несут нагрузку по содержанию автопарка.
- А как сегодня развивается бизнес? Только через кредитные ресурсы, - отмечает вице-губернатор. - А когда в банке частника просят показать бизнес-план, он предъявляет контракт на год, который с ним заключает государство. Но за автобус ведь за один год не рассчитаешься. Нужно дать частнику возможность получать кредиты на удобных для него условиях. И если он будет обслуживать те или иные маршруты не год, а пять, десять лет, если увидит перспективу, то обязательно начнет вкладывать средства в этот бизнес.
Так или иначе, но изменять по своему усмотрению маршруты, плату за проезд и саму структуру предприятий на начальном этапе приватизации общественного транспорта бизнес не сможет. Первые три года эти задачи будет решать администрация области, и лишь потом в свои права должен вступить рынок.
Тем временем
В Кузбассе перевозчики пассажиров, которые переведут свои автобусы (кроме маршрутных такси) с нефтепродуктов на природный газ, получат налоговые льготы. Соответствующие изменения в областной закон "О транспортном налоге" вчера внес местный парламент. Цель - простимулировать использование газомоторного топлива на автобусах общего пользования, в том числе - для улучшения экологической обстановки в регионе. Снизить ставки транспортного налога с 2014-го по 2020 годы субъектам федерации рекомендовало правительство РФ. Кузбасский законопроект одновременно предлагает отменить налоговую льготу для пассажироперевозчиков, работающих на бензине и дизтопливе.