28.11.2013 00:05
Общество

Михаил Неструев: Теперь преступникам есть, что терять

Текст:  Александр Мирошниченко
Российская газета - Федеральный выпуск: №268 (6244)
Читать на сайте RG.RU

Михаил Неструев, олимпийский чемпион по стрельбе из пистолета:

 

Порою меня поражает дух нашего времени. Сейчас за кражу и другие преступления, в общем, ничего кроме срока не получишь. Иным и несколько лет за решеткой покажутся адом, но есть нюанс. Сидеть на нарах намного комфортнее, если знаешь, что при выходе на свободу у тебя есть дом, где тебя ждут. Сейчас это норма, и никто даже подумать не может, что так было далеко не всегда. Вот раньше, когда имущество конфисковывали, преступникам жилось не в пример хуже. Конфискация была очень любопытным видом наказания. Эта кара удивительным образом предупреждала преступления. Люди, боявшиеся потерять имущество, которым распоряжались, не давали очередному коррупционеру - своему родному и близкому человеку - преступить черту закона.

Надо понимать, что конфискация была даже не для преступника, а все больше для людей его окружавших. Кто бы они ни были: родители, супруги, дети, дальние родственники. Могли, при случае конечно, пострадать все. Все-таки шанс, что человек пойдет на преступление, зная, что благодаря ему его мама будет жить в доме для престарелых, крайне мал. Этот "косвенный" инструмент, позволяющий регулировать преступления, кому-то может показаться несправедливым. Мол, преступление было совершено, но почему должны страдать жена и дети преступника? Что ж, могу сказать только одно. Коррупционер, к примеру, каждый день принимает решения брать взятки или не брать. Соответственно, любой проступок является прежде всего вопросом совести, и провинившийся не может не искать поддержку на стороне. Так вот эта сторона, зная, что она ни при чем, но может пострадать, обязательно будет воздействовать на преступника, стараясь удержать его от совершения злодеяний. Можно вспомнить "Берегись автомобиля", где тесть открыто выступал против продажного зятя, а вот супруга поддерживала. Муж, с совсем не молчаливого согласия жены, продолжал оставаться взяточником, а ведь могло бы быть совсем по-другому, будь жена построже и сознательнее. Впрочем, фильм не о том.

Проект минюста, о котором пишет "РГ" на 1-й и 5-й полосах, мне не совсем понятен. Ведь одно дело, когда нас лишает имущества свое, родное государство, и совсем другое, когда такой интимной процедурой занимается чужая страна. Да, у нас признается мировое право, но все-таки лишить человека с семьей квартиры, дачи, машины и возможности использовать счет в банке, действительно жестко и уже серьезно идет вразрез с нашим правом. Мне, честно говоря, немного обидно за нас. С другой стороны, тем гражданам-преступникам, которые "скучали" по конфискации, возможно, будет о чем подумать. Теперь им есть что терять. Им и их близким.

Образ жизни