28.11.2013 00:39
В мире

Анатолий Кинах: Нельзя разрывать родственные связи России и Украины

Анатолий Кинах о том, почему украинская экономика уже пятнадцать месяцев находится в рецессии
Текст:  Тарас Фомченков (Киев)
Российская газета - Федеральный выпуск: №268 (6244)
Перед Украиной стоит много вызовов - ухудшение конъюнктуры внутреннего рынка, инвестиционного климата, снижение экспорта в Россию, увеличение импортной продукции, причем той, которую способны изготавливать украинские предприятия.
Читать на сайте RG.RU

Это практически цитата с сайта Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП). Какой делается вывод? В дискуссиях о внешнеэкономическом сотрудничестве, евроинтеграции, не ослаблять внимания к ситуации в стране. С этого мы и начали наш разговор с президентом УСПП, народным депутатом Украины Анатолием Кинахом.

Анатолий Кириллович, как себя чувствует сегодня ваша экономика, в чем ее сильные стороны, в чем - слабые?

Анатолий Кинах: Она находится в очень непростой ситуации. В основе экспорта - сырьевая составляющая, процент экспортных товаров с высокой добавленной стоимостью незначителен. При этом независимо от соглашений с ЕС и проблем, которые возникли в наших взаимоотношениях с Россией, украинская экономика последние 15 месяцев находится в рецессии.

Спад производства оценивается в 5 процентов, в базовых отраслях он гораздо выше - машиностроение, химическая промышленность, ряд других, в них падение производства достигает 14-20 процентов. В этой ситуации очень важно минимизировать риски в связи с недостаточной конкурентоспособностью промышленности Украины. Количество затраченной энергии на производство единицы товара у нас в два раза выше, чем в Европе, в 3-4 раза меньше производительность труда. Непросто развиваться и бизнесу, в частности, стоимость кредитных ресурсов в годовом выражении около 20 процентов и выше.

В то же время Украина обладает значительным инвестиционным и торговым потенциалом. Например, агропромышленный комплекс, в этом году мы будем иметь валовый сбор зерновых около 60 миллионов тонн, при этом внутренняя потребность оценивается в 27 миллионов тонн. Остаются актуальными очень хорошие возможности в кооперации с Россией по целому ряду отраслей - авиастроение, ракетно-космический комплекс, энергетическое, транспортное машиностроение, судостроение. Кроме этого нельзя забывать и об уникальном географическом положении нашей страны с точки зрения использования транзитного потенциала.

Некоторые украинцы считают, что во всех ваших бедах виновата Россия. А вы?

Азаров: Перед Украиной на первое место выходит восстановление отношений с РФ

Анатолий Кинах: На самом деле, огромный удар по экономике мы получили во время политического и экономического кризиса 2008-2009 годов. Буквально за пару лет мы потеряли около 23 процентов промышленного производства. Падение экономики Украины было, кстати, самым высоким в Европе, и до сего дня мы так и не вышли на уровень реального ВВП 2008 года.

Безусловно, очень серьезный удар по нашим производителям нанес запрет со стороны России на поставку кондитерских изделий, а также отмена квот на поставку трубной продукции со второго полугодия 2013 года, приостановка действий сертификатов на продукцию заводов транспортного машиностроения. Налицо 40-процентное, по сравнению с прошлым годом, падение объемов производства в транспортном машиностроении. В итоге сейчас мы оцениваем потери в сумму минимум 2,5 миллиарда долларов за счет падения экспорта нашей продукции. А в товарообороте с РФ можем потерять почти 25 процентов объема, что ставит на грань увольнения тысячи рабочих.

При этом я лично всегда останавливаю тех, кто пытается обвинить во всех бедах Украины только Россию! Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы вопросы наших многолетних взаимоотношений решались методом политического, экономического давления, разрушением взаимного доверия и уважения.

Допустим, договор с ЕС подписан. Как Вы видите будущее Украины через год, три, десять лет?

Анатолий Кинах: Сложно говорить о каком-то определенном будущем без технико-экономических расчетов и прогнозов. Очевидно одно - подарков ни от ЕС, ни от Таможенного союза не будет. А вот конкуренция за рынки сбыта была, есть и будет всегда. При этом я уверен, что наше будущее зависит в первую очередь от нашей воли, способности современными методами создавать условия для развития, защищать национальные интересы.

При этом необходимо донести нашу принципиальную позицию, не только мою, руководства страны, но и в целом - украинских промышленников и предпринимателей. Интеграция с Евросоюзом абсолютно не противоречит сотрудничеству с Россией и Таможенным союзом. В обеих сферах мы являемся стратегическими партнерами. Доля ЕС в нашем внешнеторговом обороте - 30 процентов, доля Таможенного Союза - 40 процентов, из которых 32 приходится на Россию.

Именно поэтому очень важно найти баланс интересов. Мы бы очень хотели, чтобы наши российские партнеры понимали, что для Украины евроинтеграция не текущая личная конъюнктура, а стратегическое направление развития страны. В нашей стране необходимо создавать современные международные стандарты качества, инвестиционного климата, защиты прав собственника. При этом адаптационный период по нашим расчетам составит около 10 лет - в его финале мы ставим задачу создания конкурентоспособной экономики. И в конце этого пути мы не должны превратиться в сырьевой придаток развитых странах, экспортера дешевой рабочей силы.

Украина наверняка будет выдвигать требования к ЕС?

Анатолий Кинах: Да, мы хотели бы обсудить целый ряд моментов. Среди них, например, программа минимизации рисков, включая совместные действия по доступу нашей продукции на рынке третьих стран. Кроме этого должны быть скорректированы квоты на сельхозпродукцию. Безусловно важно, чтобы действовали конкретные программы по адаптации техрегламентов к требованиям ЕС, так как на данный момент налицо серьезные различия.

Эти вопросы надо ставить, однако пока могу сказать одно - они еще не очень глубоко проработаны. В то же время для Украины очень важно, чтобы ответы на них были даны максимально подробно, точно и в достаточно короткие сроки. Уверенность в этом есть.

Что, например, касается, тех же техрегламентов, то в соответствии с соглашением об ассоциации, если одна из стороны желает их изменить, то стороны могут корректировать сроки их адаптации. При этом если одна из сторон пришла к выводу, что соглашение не приносит пользы, то в течение года оно может прекратить свое действие.

То есть вы считаете, что Украина все-таки выберет ЕС, а не СНГ?

Анатолий Кинах: Знаете, я лично считаю, что евроинтеграция - необратимый процесс. Эту стратегию поддерживает большинство граждан Украины, об этом свидетельствуют данные множества социологических опросов.

В то же время ни в коем случае нельзя забывать те связи, экономические, политические, которые образовались за множество прошедших лет. Украинцы и русские - братские народы, объединенные общей историей, менталитетом, культурой, привычками, родственными связями. И разрывать их было бы абсолютно неправильно! Именно поэтому я считаю, что интеграция с Евросоюзом в обязательном порядке должна сопровождаться целым комплексом мероприятий.

Они должны быть направлены на то, чтобы не навредить - ни украинской экономике, ни украинскому народу, ни нашим взаимоотношениям с одним из самых важных экономических и политических партнеров - Россией.

Украина