28.11.2013 05:02
Экономика

Почему камчатские рыбаки везут уловы во Владивосток

Объем экспорта рыбы через камчатский пункт пропуска снижается с каждым годом
Текст:  Кирилл Маренин
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (6244)
Рыболовецкие компании Камчатки последние годы предпочитают оформлять свой улов на экспорт не в Петропавловске-Камчатском, а во Владивостоке. В ситуации разбирался корреспондент "РГ".
Читать на сайте RG.RU

Раньше в крае был Петропавловск-Камчатский морской рыбный порт. А теперь предприятие называется просто "Камчатский морской порт". Слово "рыбный" из названия ушло как неактуальное. Теперь порт зарабатывает перевалкой других грузов.

Как сообщает статистика, по итогам 2012 года Камчатский край занял первое место по добыче водных биоресурсов в ДФО. На него пришлось более 34 процентов дальневосточного улова. Приморский край - на втором месте (27 процентов), но зато он лидирует по вывозу морепродуктов за рубеж: его доля в общем объеме экспорта округа - 36 процентов, тогда как у Камчатки - 29. При этом большая часть рыбы, которая проходит оформление на экспорт в Приморье, прибывает с камчатского флота. Во Владивостоке оформляется порядка 40 участников внешнеэкономической деятельности, которые зарегистрированы в Камчатском крае.

Почему они избегают родного порта?

- Здесь много факторов. Один из главных - географический, - считает начальник таможенного поста "Морской порт Петропавловск-Камчатский" Олег Борисов. - Основной промысловый район - в Охотском море, которое омывает запад Камчатки. Переход судна с продукцией из Охотского моря в Петропавловск занимает более суток, плюс время на оформление в порту. Проще по прямому маршруту заходить во Владивосток, Северо-Курильск или сахалинские порты.

Сами рыбаки объясняют свою нелюбовь к камчатским причалам тем, что местные контролирующие службы либо работают спустя рукава, либо проявляют излишнее рвение.

- Здесь на оформлении приходящего флота работает только один наряд, - говорит представитель рыболовецкой фирмы Сергей Фомин. - Оперативные службы функционируют не круглосуточно, а с выходными. Если судно прибывает в порт после полуночи, его там никто не ждет. А у нас каждый час на счету. Флот должен работать без простоев, которые влетают фирме в копеечку. Если у контролеров не хватает людей, разве это наши проблемы?

Рыбную отрасль контролирует более 30 организаций, рыбакам приходится оформлять свыше 500 различных справок, сертификатов и разрешений

По его словам, во Владивостоке оформление судна, которое доставляет рыбопродукцию на экспорт, займет день. К его приходу в порт большая часть документов уже будет готова. В Петропавловске эта процедура может затянуться на неделю.

- У нас есть служебный распорядок, согласно которому камчатская таможня работает с рыбопромысловыми судами в круглосуточном режиме, - возражает Борисов. - Мы готовы по заявкам оформлять суда в любое время как на вход, так и на выход.

Однако начальник поста признает, что проблемы с оформлением возможны в других структурах.

- Такие трудности никогда не возникают на таможне, - утверждает он. - Но помимо нее достаточно служб, которые занимаются рыбаками. Видимо, какие-то механизмы взаимодействия не до конца отлажены.

К слову, рыбную отрасль контролирует более 30 организаций, промысловикам приходится собирать свыше 500 различных справок, сертификатов и разрешений.

- И чем меньше в регионе зарегистрировано предприятий, чем меньше грузовых потоков, тем строже местные контролеры, - уверен Сергей Фомин. - Ведь им тоже нужны высокие показатели. Камчатка - тому пример.

Пока в крае ищут причины происходящего, количество рыбопромысловых судов, оформленных через местный пункт пропуска, продолжает снижаться. По данным Камчатской таможни, в 2009 году оно составило 573 единицы, в 2010-м - 459, в 2011-м - 471, в 2012-м - 453. В первом полугодии 2013 года таможенный пост оформил на приход и отход лишь 199 судов, а за тот же период 2012-го - 258.

АПК Владивосток Петропавловск-Камчатский Дальний Восток