Вчера правительство рассматривало готовность нормативной базы для введения с начала следующего года федеральной контрактной системы, призванной сделать более прозрачной систему и доступным для малого и среднего бизнеса участие в госзакупках. "На кону более 7 триллионов рублей", - заметил министр экономического развития Алексей Улюкаев.
Существующая система госзакупок не выдерживала никакой критики. Большинство граждан и представителей бизнеса считают ее закрытой и несправедливой. "Необходимо создать более эффективную и прозрачную систему госзакупок и новый закон о контрактной системе, который также рождался в боях, призван решить эту задачу", - заявил председатель правительства Дмитрий Медведев.
ФКС предполагает планирование закупок на ближайший год и сразу трехлетнюю перспективу в соответствии с бюджетными проектировками; вводится нормирование, определяющее оптимальный по стоимости товар; создан механизм аудита и общественного контроля. "Результатом должно стать повышение эффективности расходов, что очень важно в условиях любого бюджета, тем более крайне жесткого, которым мы сегодня располагаем", - ожидает глава кабмина. Полученную экономию можно будет пустить на важнейшие задачи, стоящие перед государством.
- Кроме того, прозрачная система госзакупок позволяет стимулировать спрос на инновационные товары и услуги, на перспективные научные разработки, а за счет открытости - противодействовать коррупции, которой в этой сфере предостаточно, - заявил Медведев.
Полноценно ФКС заработает только к концу 2015 года. Для этого правительству предстоит утвердить более 50 подзаконных актов. Часть из них глава правительства поручил принять до 1 декабря этого года. "32 нормативно-правовых акта, которые отнесены к числу первоочередных, работа по ним закончена", - сообщил министр Улюкаев. Еще по 11 работа должна быть завершена до конца года, все они находятся в высокой степени проработки. "Нормативно мы полностью готовы к тому, чтобы с 1 января работать в этой системе", - заявил руководитель минэкономразвития.
Потенциал новой контрактной системы оценивается по-разному. В экспертной среде считают, что ожидания от ее эффективности слишком завышены. Дмитрий Медведев отчасти согласен: "Следующий год явно будет адаптационный". За этот год надо будет понять, какие нормы закона работают, а что следует уточнить.
Но есть у ФКС и откровенные скептики. "Реально будет создано очень серьезное ограничение конкуренции, уменьшится прозрачность", - настаивал глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Снизится и экономия бюджетных средств.
Первое, что раскритиковал руководитель ФАС, - незначительный порог госзаказа, за которым происходит переход от аукционной формы к конкурсной. Всего 150 миллионов рублей.
"На стадии реализации крупных дорогостоящих строительных контрактов было выявлено, что большое количество аукционов признается фактически несостоявшимися, и в результате заключается контракт с единственным поставщиком", - пояснил глава минэкономразвития. Решение проблемы министерство видит в исключении из электронных аукционов - при превышении соответствующего лимита - госзакупок по двум позициям: приобретение высокотехнологичного оборудования и крупные контракты в сфере строительно-монтажных работ.
"И для министерства обороны, и для министерства транспорта, и для всех других наших крупных заказчиков 150 миллионов рублей - это ничто. Детский садик стоит больше", - заметил на это Артемьев. Он считает разумным прислушаться к предложению министерства финансов и для федерального уровня госзаказов повысить лимит до 3 миллиардов рублей.
Вторая претензия ФАС - применение бумажного формата проведения конкурсов. "Мы должны форсированно принять в 44-й закон главу об электронных конкурсах, - настаивал глава антимонопольной службы. - Чтобы это было действительно прозрачно, чтобы ушли в прошлое процедуры, связанные с непрозрачностью этого вскрытия конвертов, хранения и всего прочего остального". В качестве дополнительного аргумента он привел соглашение в рамах Таможенного союза (ТС), где записано, что все конкурсы должны проходить в электронном виде. Получается, что либо России надо следовать этому соглашению, либо уговаривать партнеров по ТС внести изменения в соглашение.
Глава правительства согласился, что в закон необходимо внести главу об электронных конкурсах, и дал месяц на соответствующие поправки. Это поддержал и первый вице-премьер Игорь Шувалов.
А вот с другим замечанием ФАС Шувалов пока не согласился: "Считаю, что с 1 января 2014 года необходимо придерживаться договоренностей по планке в 150 миллионов рублей, когда до этих пределов проводится аукцион, а со 150 миллионов и выше - конкурс". Против увеличения потолка до 3 миллиардов выступают против руководители регионов. "Говорят, что не готовы контролировать качество, и большое количество заключаемых договоров приводит либо к срывам сроков или ужасному качеству сдаваемого объекта", - передал первый вице-премьер мнение субъектов Федерации.
Дмитрий Медведев рассудил так - сейчас срочно менять ничего не надо: "Нам придется сделать выбор и посмотреть, как эта норма работает". Но позже всегда есть возможность вернуться к вопросу и изменить лимит. Кто прав, а кто нет, покажет практика.
- Может так статься, что один человек идет правильнее, чем весь строй, - подчеркнул премьер-министр.