Виктор Сухоруков, народный артист РФ:
Поверьте мне, не существует таких понятий, как "полунаркоман", "четвертьнаркоман" или даже "наркоман-пробник". Я понимаю чувства родителей, которые пытаются помочь своим детям, ищут всевозможные пути для того, чтобы оградить ребенка от ада, в который его втянул какой-то зверь. Но если человек единожды употребил наркотик, к сожалению, спасти его практически невозможно. Поэтому рассуждать нужно не о том, принудительно лечить человека, падающего в бездну, или добровольно, а о том, как это предотвратить и уберечь тех, кого мы любим. Если нам важно человечество, а тем более наше, на родной земле, его надо ограждать и предупреждать, а не пытаться спасти, когда уже поздно.
Принудительное лечение, тему которого "Российская газета" поднимает на 14-й полосе, на мой взгляд, понятие абстрактное. Один кричит: "Спасите меня!", другой ему вторит: "А мне нравится!" Не только наркоман, но и пьющий человек, и мне это знакомо, как правило, сам не хочет ничего менять в своей жизни, а без этого никакие кардинальные меры не помогут. Во-вторых, я не уверен, что наркомания вообще на сто процентов лечится. Даже если человек перестанет употреблять наркотики, он все равно продолжит жить с ненавистью к этому миру и черным взглядом на окружающую его действительность. В-третьих, я еще в детстве, даже без всякой общегосударственной пропаганды, знал, что наркотик - это плохо. Я просто услышал о нем, как о чем-то несущем смерть, а жить-то очень хотелось! Вот и надо показать в садике детям наркотик в виде черепа, черта, ужаса и тогда несформировавшийся организм, возможно, запомнит это на всю жизнь. В-четвертых, мы сами равнодушны к своим родным. Наркоманом чаще становятся не от хорошей жизни. И где же были те люди, которые охают и ахают об умирающем родственнике, когда его сажали на иглу? Недоглядели, что-то упустили, ну так выясните, кто ему дал попробовать зелье, где это случилось, посодействуйте всеми силами тому, чтобы найти этот змеиный источник! Однако проще всегда обратиться к врачу.
В России есть много вещей, о которых нужно постоянно говорить. Эти темы должны звучать со страниц газет, с каналов телевидения, с радиостанций как бой курантов - настойчиво, агрессивно, а главное честно, не на заказ. Настоящий человек всегда понимает, что сама жизнь - это и есть самый лучший наркотик и непередаваемый "кайф". Искусственных удовольствий не бывает, зато существуют любопытство, обман и слабость. Лично для меня ситуация с наркоманией - это не беда, а страшная трагедия всего человечества. Но почему-то эту тему постоянно то поднимают, то забывают, то опять вспоминают, то снова бросают. Разумеется, так мы ничего решить не сможем.