29.11.2013 12:52
Общество

Исследователь Байкала рассказал о создании первого в СССР батискафа

Текст:  Инна Тихонова
Сегодня на дно самого глубокого озера в мире может погрузиться каждый. Преодолеть 1642 метра всего за 15 минут предлагает единственный в своем роде Байкальский музей и его виртуальная экспозиция "Погружение на дно Байкала или Батискаф".
Читать на сайте RG.RU
Озеро Байкал

Посетители заходят в имитационный зал подводной лодки, рассаживаются у иллюминаторов, и создается полная иллюзия погружения. На самом деле, за "окнами" спрятаны плазменные экраны, на которых пассажирам показывают 15-минутный фильм, смонтированный из реальных подводных съемок Байкала. И вряд ли кто знает, что эти съемки были сделаны первым в СССР глубоководным аппаратом, сконструированным харьковскими энтузиастами, да и сам музей возглавляет бывший харьковчанин. 68-летний Виталий Пименов - авиаконструктор, который создавал первые "гражданские" субмарины и сконструировал не имевшие аналогов аппараты для топографической фото- и видеосъемки дна Байкала.  

Сильвен Тессон: На Байкале я испытал лучшие часы своей жизни

Виталий Петрович, каково было совмещать увлечение подводным миром с авиацией?

Виталий Пименов: Я не единственный, кто разрывался "между небом и водой". После школы поступил в авиационный институт, будучи уже инструктором подводного плавания. Это было время повального увлечения глубинами - фильмы Кусто, романтика экспедиций.

На кафедре конструкции самолетов была лаборатория, занимавшаяся натурными полетами (модели испытывали не в аэродинамической трубе, а в небе). Чтобы сохранить модели, их решили сажать на воду. Но все, что попадает в воду, опускается на дно. Нужен был человек, который бы утонувшие модели доставал. Этим "доставалой" был я.

А как родилась идея собственной подлодки?

Виталий Пименов: Приближалась защита моего диплома, когда один американец придумал самолет-субмарину (садится на воду как гидроплан, а потом ныряет). Когда он показал свое изобретение на Всемирной выставке в 1968 году, идеей сразу заинтересовался Пентагон, она была взята на вооружение ВМФ США, и вскоре в прессе появилась фотография взлетающего из-под воды истребителя! Потом увидел в журнале "Наука и жизнь" фото миниатюрной подводной лодки, помещавшейся на крыше автомобиля. Специальность - конструктор - обязывала реализовать идею. Заканчивал подлодку уже на Харьковском авиационном заводе  - алюминия там было предостаточно, на заводской свалке тогда можно было найти что угодно.

Это была та "Барабулька", которую в кино снимали?

Виталий Пименов: Да, первый одноместный подводный носитель мы назвали в честь симпатичной черноморской рыбки. Обкатывали субмарину в Тарханкуте. Она была оборудована аккумуляторами и электродвигателем. Нормально лодка плавала и у пограничников вопросов не вызывала. Одновременно сняли фильм "Попытка", получивший приз на фестивале подводного кино во Франции. А через год сделали вторую подлодку - "Медузу". "Барабулька" же была одноместной, а следующая - для пилота и пассажира. Не имевшие аналогов подлодки мы сконструировали в 1973-74 годах для съемок фильма о подводном мире в передачу Юрия Сенкевича "Клуб кинопутешествий".

В Воронеже рассказали о продолжении "Подводной Одиссеи" Кусто

Правда ли, что лодка второго поколения, которую вы сравнивали с "Жигулями", при погружении не выдержала натиска воды?

Виталий Пименов: Судьба "Медузы" оказалась менее благополучной, чем "Барабульки". Даже делать ее пришлось дважды. Первую лодку собрали в подвале и… не смогли вынести в дверной проем. Пришлось разрезать. Так возникла идея сделать лодку модульной. А на испытаниях произошла авария, которая могла стоить жизни. Лишь после досадного инцидента мы, подводники-любители, узнали, что плотность соли в водных слоях не одинакова. Из-за перепада давления наша вторая подлодка провалилась на полтора метра, и боковое стекло кабины лопнуло. К счастью, никто тогда не пострадал - оператор-подводник Виталий Тертарян покинул субмарину через пробоину. А нам этот неудавшийся конструкторский опыт стал уроком на будущее. Следующим сконструированным подводным носителем стал аппарат для съемок топографии дна Байкала "Гаммарус" (так называется байкальская креветка, которую он напоминал манерой плавания).

Каким же ветром вас занесло на Байкал?

Виталий Пименов: Предложение снять фильм о Байкале заводские киношники получили от киевских кинооператоров еще в 1964 году. Харьковчане с задачей справились, но… недосчитались после знакомства с Байкалом троих коллег, оставшихся жить на самом чистом из озер. Десять лет проработал на Байкале организовавший ту первую поездку бывший работник ХАЗа Николай Резенков (посвятив жизнь работе водолаза, в историю подводных съемок он вошел тем, что впервые привез на Байкал работавшие на максимальной глубине подводные исследовательские лодки "Пайсис"). Бывший токарь ХАЗа Виталий Хуторянский стал доктором биологии, а заводчанин Вадим Фиалков - кандидатом географических наук и директором музея флоры и фауны Байкала в поселке Листвянка. У них там была водолазная группа, но с примитивной техникой. А Фиалков собирался писать докторскую диссертацию и попросил сделать ему глубоководный носитель для исследования размножения омуля. До этого мы сделали что-то подобное по заказу биологов для изучения границ подводной растительности на Дальнем Востоке. Крылышки, колпак - планер с фотокамерой тащится за катером. Пилот управляет - вверх или вниз. Но под водой встречаются скалы и камни, катеру приходится маневрировать, что усложняет процесс. А мы как раз продумывали подводное освещение - решили бросить кабель с катера. И тогда возник вопрос: зачем же тащить аппарат на буксире, если есть электричество на борту? Поставить там моторы, обеспечить свет - и можно идти впереди катера, куда нужно. В Харькове соорудили просторный бокс, в котором и рождался первый советский носитель для подводного пловца и аэрофототехники.  Пришлось переделывать оптику, ставить широкоугольную, ведь аэрофотосъемка делается с определенной высоты, а под водой расстояние до точки съемки постоянно менялось. Испытывали чудо-технику в районе известного по фильму "У озера" целлюлозно-бумажного комбината. Я спустился на нем первым. Так был исследован рельеф дна озера…

Чем занимаетесь сегодня?

Виталий Пименов: Консультирую покупателей в магазине подводного снаряжения.

Увлекают ли подводные съемки нынешнюю молодежь?

Виталий Пименов: Когда дети из открытого нами кружка подводного плавания фотографируют в бассейне, уборщицы Дворца пионеров недоумевают: "Что же они там снимают - плитку?". А работы юных дайверов занимают первые места на зарубежных выставках. Увидевший их однажды американец не поверил, что это снято украинскими детьми. Приехал в Харьков удостовериться. На прощание сказал: "В Америке меньше подводных фотографов, чем на занятии в вашей секции".

Факты

•    Под воду фотограф-дайвер берет 40-50 кг оборудования. При этом техника не должна замерзать, а температура воды на глубине - около нуля градусов.
•    Самые красивые пейзажи - на глубине до 15 метров, утверждает подводный фотограф из Харькова Сергей Глущенко (20 лет назад снимал на Байкале для местного музея).
•    Чистота воды в Байкале позволяет увидеть сквозь ее толщу объекты на глубине до 40 метров. Эту воду приравнивают к дистиллированной, что обусловлено уровнем содержания минералов - крайне небольшим для пресной природной воды.

Материал опубликован в "Российской Газете в Украине"

Наука Иркутская область Восточная Сибирь