29.11.2013 11:55
Культура

Актеры Театра на Таганке хотят сами выбрать нового худрука

Актеры Таганки опять претендуют на внимание публики
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №271 (6247)
В чью "светлую" голову пришла идея разместить выставку "Попытка альтернативы" к юбилею Театра на Таганке в зрительском фойе на месте портретов Юрия Любимова, Владимира Высоцкого, Леонида Филатова, Валерия Золотухина - история отдельная и абсурдная. Фотографии основателя театра и легендарных актеров стянуты в небольшом пространстве, а вместо них на стенах размещают претенциозные тексты-декларации о намерениях группы молодых режиссеров, призванных вдохнуть новую жизнь в старые стены и влиться на Таганку "свежей кровью". Пространственное решение для экспозиции выбрано явно неудачное.
Читать на сайте RG.RU

Симптоматично другое. Похоже, одним из главных репертуарных спектаклей Театра на Таганке становится публичный скандал. Устраиваемый по уже отрепетированной схеме, со срочными воззваниями к прессе и театральной общественности, темпераментными пресс-конференциями, на которых таланты драматических актеров раскрываются еще ярче, чем на сцене... Как будто однажды войдя во вкус громкого театрального скандала как особого жанра искусства, уже сложно в добровольном порядке слезть с этого наркотика. И прекратить надеяться на прессу, только подливающую масла в огонь, как на третейского судью, способного мудро разрешить главную проблему театра. А сводится она к очень простой аксиоме: есть яркий режиссер, настоящий лидер - есть и театр. Лидера нет - от театра остается лишь вывеска. Бренд, по инерции обеспечивающий некоторую кассу и некритичное количество зрителей в зале, но имеющий уже мало общего с легендарной Таганкой. Будем честными: спектаклей-событий в том районе не было давно, это уже затонувшая Атлантида, которая начала свое погружение под воду еще в тот момент, когда в глазах Юрия Петровича Любимова вспыхнули первые огоньки ненависти к своим актерам.

Сейчас многие из них, уцелевших в труппе, все больше оттачивают эпистолярное мастерство. Цитирую свежий пример, подготовленный в рамках экстренного собрания профсоюза Театра на Таганке: "Мы считаем, что праздновать юбилей театра в таком духе и тоне не имеет ни художественного, ни нравственного смысла. Если действия этой группы являются главным подарком театру, заявляем официально, что нам не нужны такие подарки, мы считаем их оскорбительными как для себя, так и для любимого нами зрителя..."

Больше всего в этой истории сочувствуешь уже городскому департаменту культуры, сотрудники которого вынуждены каждый раз сдержанно и с учетом подвижной актерской нервной системы реагировать на все подобные воззвания. Наши соболезнования им.

Мнение

Алена Карась, театральный критик:

Портреты основателей знаменитой Таганки никто не снимал, их перевесили на время выставки, которая продлится до января. Но сама идея "демонтажа", нового взгляда в историю, попытки увидеть ее из самого сердца современности у Группы юбилейного года есть. Свою идею выпускники Школы театрального лидера во главе с режиссером Дмитрием Волкостреловым и художником Ксенией Перетрухиной защищали как дипломный проект и получили одобрение московского департамента культуры. Идея проста и трудна одновременно. В театре Юрия Любимова интенсивная и достойная его легендарного прошлого художественная жизнь остановилась. Что делать? Как сохранять или оживлять память? Как работать с наследием прошлого? Нужно ли предавать его забвению и начинать с чистого листа или с этим опытом взаимодействовать, включать его в настоящее, разворачивать в будущее? Как быть с теми, кто продолжает работать в театре, лишившемся своего легендарного лидера и основателя? Впервые в нашей истории об этом решили подумать не впопыхах и истерике, а в спокойном (как предполагали авторы) размышлении. Об этом вопрошают тексты с белых таганских стен. Молодая группа художников именно об этом хочет поговорить не только с людьми театра, но и с обществом. Есть ли у него силы к переосмыслению и сознательной, современной работе со своим прошлым? Прежде чем дать старт новой Таганке, департамент культуры и Группа юбилейного года взяли паузу. Во время целого сезона в фойе и на сцене театра пройдут выставки и дискуссии на темы: право каждого участника на историю и ответственность за нее каждого, что значит вернуться к идеям ранней Таганки, каким образом должен реформироваться репертуарный театр. Молодые авторы проекта предлагают снова сделать Таганку местом дискуссий и общественных дебатов.

Начиная с этой выставки, фойе на год перестает быть служебным и становится вторым, существующим параллельно сцене, арт-пространством. За год пройдет пять выставок, каждая из которых отвечает за одну из главных мыслей проекта.

А уже 6 декабря на Таганке стартует документальный спектакль "Репетиция оркестра" драматурга и режиссера Андрея Стадникова. В нем работают артисты того же театра. В спектакле звучат также тексты знаменитых артистов Таганки Марины Полицеймако и Алексея Граббе.

Идея составить коллективный портрет сегодняшней Таганки из разговоров с ее обитателями, получившая отражение в спектакле, связана с размышлением о неразрывности истории с сегодняшним днем, необходимостью вспомнить, с чего все начиналось для каждого отдельного человека, и выявить общее в коллективном опыте. "Это оркестр в ожидании дирижера. Как и в фильме, оркестр становится моделью человеческого общежития, человеческого сообщества! - говорит автор проекта.

 

Драматический театр