Зарплаты повышаются, напомним, в соответствии с майскими указами президента: к 2018 году бюджетники должны получать не меньше, чем получают в среднем по экономике региона. В основном эта нагрузка ложится на бюджеты субъектов. А из федеральной казны им на это выделяется поддержка. Такие ассигнования в 2014 году будут почти вдвое больше, чем в 2013 году.
При этом самая масштабная поддержка предусмотрена для повышения зарплат в сфере образования: в следующем году на это направят более 48 миллиардов рублей. За счет этих денег должны вырасти зарплаты преподавателей вузов, преподавателей и мастеров производственного обучения, педагогов в учреждениях дополнительного образования и в дошкольных учреждениях.
Более 13 миллиардов получат медики, 9 миллиардов рублей - работники культуры, 8 миллиардов рублей - ученые и миллиард - работники сферы соцобслуживания.
Но повышение зарплат в бюджетной сфере должно сопровождаться и ростом качества госуслуг. А пока такая связь наблюдается не всегда, признает директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Татьяна Клячко. Каких-либо четких критериев, позволяющих оценить, как изменилась эффективность работы, нет. Например, в системе образования по новой системе оплаты труда, внедренной несколько лет назад, вопрос о том, как и каких работников стимулировать, решает само образовательное учреждение, поясняет Клячко.
При этом 57 процентов педагогов в регионах отмечают, что их зарплата за последнее время выросла, приводит собеседница "РГ" данные исследования, которые центр проводит среди руководителей органов образования регионов, руководителей образовательных учреждений, педагогов и родителей. Но параллельно больше половины опрошенных обращают внимание на то, что выросла нагрузка. 59 процентов опрошенных не знают, какая средняя зарплата в их субъекте РФ. И, следовательно, не могут сравнить, как выглядит на этом фоне их заработная плата. Еще один любопытный момент: если все последние годы удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг росла, то теперь она снижается. И это - на фоне повышения зарплат. Возможно, здесь играет роль психологический фактор: родители знают о росте зарплат, и потому их требования становятся выше. Скорее всего, родительские запросы к системе школьного образования будут расти, и это надо учитывать, указывает Татьяна Клячко.
Кстати, проблема увязки зарплат и эффективности труда в сфере образования стоит не только в нашей стране. Сделать это сложно, признают эксперты. В том числе и потому, что у педагогов очень короткая карьерная лестница, поясняет Татьяна Клячко. И после того, как зарплата достигает более менее адекватного, по мнению учителя, уровня, найти новые стимулы непросто.
Одновременно надо задумываться о том, как обеспечить неотставание зарплат в бюджетной сфере на длительную перспективу. Даже сейчас, когда на их реализацию регионам выделяются дотации, бюджеты многих субъектов перенапрягаются, говорит Клячко. А ведь помощь из федеральной казны не может быть вечной, а средние по экономике зарплаты в регионах будут и дальше расти. И уже сейчас следует решать, как перенастраивать систему, чтобы в скором времени зарплаты бюджетников вновь не стали отставать, рекомендует эксперт.
Справка "РГ"
В 2014 году зарплата преподавателей вузов должна составлять 125 процентов от средней по экономике региона, врачей - 130,7 процента, среднего медперсонала - 76,2 процента, научных сотрудников - 134 процента. В этом году эти показатели составляют соответственно: 110, 129,7, 128 и 75,6 процента соответственно.