03.12.2013 00:04
Культура

Юрий Богомолов: Российское телевидение еще исправится

Текст:  Юрий Богомолов (обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №272 (6248)
Кончина Юрия Яковлева побудила федеральные каналы переверстать свои сетки вещания на выходные дни. События в Киеве никого ни к чему такому не побудили. Кроме разве "России 24" и "Дождя"; последние в субботу и в воскресенье для Украины не пожалели прямого эфира.
Читать на сайте RG.RU

Каналы так быстро откликнулись на смерть большого артиста документальными фильмами о нем и нарезками фрагментов из фильмов и спектаклей с его участием, что могло показаться, будто они ее ждали и к ней готовились. На самом деле это не так. Просто не далее как в апреле сего года артист отпраздновал свой юбилей, к которому телевидение действительно хорошо подготовилось и выдало тогда в эфир шлейф праздничных программ во славу любимца российской публики. Теперь же к вечеру субботы, скажем, на Первом телезрители смогли увидеть во второй раз юбилейный фильм "Царь. Очень приятно", только подкорректированный. Глагольные формы изменены. Не "он стараЕтся воплотить...", а "он стараЛся воплотить..." и далее по тексту прежних поздравительных комплиментов.

Нет, конечно же, ТВ еще исправится: оно непременно обновит свои признания таланту Юрия Яковлева. Наверняка оно уже исправилось: сегодня-завтра наши самые шустрые шоумены Малахов и Корчевников соберут (собрали) в своих студиях родных покойного артиста, его друзей и коллег, его поклонников с тем, чтобы они обновили свои эмоции.

Дай-то бог, чтобы они это сделали не синхронно на разных каналах и чтобы лица гостей не повторялись из передачи в передачу.

Для меня-то самой ценной данью уважения к артисту стал показанный на "Культуре" давний вахтанговский спектакль "На всякого мудреца довольно простоты", где молодой Яковлев сыграл ловкого Глумова. Да и спектакль сегодня выглядит на редкость молодо. И кто знает, почему? То ли текст Островского бессмертен, то ли игра артистов особенно хороша, а может, условия нашей жизни слишком буквально повторяют на новом историческом витке былое... "Мудрецы" Мамаев с Крутицким, гуляя, обмениваются думами.

- Да, мы куда-то идем, куда-то ведут нас; но ни мы не знаем - куда, ни те, которые ведут нас. И чем все это кончится?

Действительно, чем все кончится в Украине?

Глумовых, крутицких и мамаевых пруд пруди в нашем телевизоре. Те же Малахов с Корчевниковым. Как они стараются подстроиться, приладиться к сильным мира шоу-бизнеса... Как они строги к маргиналам... Как осерчал Владимир Соловьев на экс-министра Алексея Кудрина за то, что тот пренебрег его приглашением... Чуть ли ему не выговор вкатил с занесением в личное дело.

***

Курьезный случай произошел во время очередной игры "Что? Где? Когда?". Ведущий программы Борис Крюк выставил против зрителей команду первых лиц Первого канала, в составе которой было особо ответственное лицо - ведущая воскресного "Времени" Ирада Зейналова. Мне показалось, что на сей раз зрительские вопросы были не слишком сложными. Ну подумал: так свезло. Плохо подумал, когда Борис Крюк во время обсуждения знатоками вопроса о рекламе одной услуги в немецком кафе заметил попытку подсказки со стороны болельщика и указал на нее. И был близок к тому, чтобы переиграть очко. Но тут веселая Ирада Зейналова посерьезнела, став сразу ведущей самой главной новостной программы РФ "Время", и, подняв указательный пальчик кверху, отмела все возможные возражения. Борис Крюк не посмел ослушаться начальственной категоричности и отдал очко команде Первого канала. Ирада Зейналова снова повеселела.

Я раньше думал, что только зрителям свойственно воспринимать телеведущих как командиров, отдающих приказы, обязательные к исполнению. Это такой старый советский рефлекс. И видимо, сохранился и другой рефлекс по отношению к программе "Время": воспринимать ее не как сугубо информационную передачу, а как программу директивную, командную.

Но судя по всему, рефлекс этот сидит и в головах штатных сотрудников медиакомплекса.

Впрочем, справедливости ради стоит обратить внимание и на складывающиеся в последнее время иные образы тех, кто ведет беседы с гостями.

...Дарья Спиридонова в своей "Белой студии принимала "вип-пациента" - Никиту Михалкова. Она объяснила Никите Сергеевичу, в чем состоят достоинства некоторых его картин. А он ей приоткрыл тайны искусства, главная из которых в том, что художник всегда рассказывает о несостоявшейся любви. Оба прониклись состоявшимся взаимопониманием.

...Самое же сильное впечатление оставила встреча журналиста Антона Желнова с Филиппом Бобковым, бывшим заместителем председателя КГБ Андропова и несколько позже - аналитиком НТВ. Заместитель с палкой напоминал музейный экспонат, вытащенный из глубоких запасников, правда, хорошо сохранившийся. Чур, руками не трогать, осматривать его можно только на расстоянии и дивиться ему издалека.

Еще это зрелище походило на спиритический сеанс; вызванный дух сотрудника КГБ односложно отвечает на общие вопросы. Но была в ответах и некоторая конкретика, из коей следовало, что высланный Бродский как поэт - никакой, а Сахаров был сослан в Нижний Новгород, чтобы спасти его от его жены.

Без комментариев.

ТВ и сериалы