03.12.2013 00:22
Общество

Денис Бухаров победил во Всероссийском конкурсе "Директор школы-2013"

Лучший директор России работает в коррекционной школе
Текст:  Алексей Дуэль
Российская газета - Федеральный выпуск: №272 (6248)
Победителем Всероссийского конкурса "Директор школы - 2013" стал Денис Бухаров, директор коррекционной школы N 13, которая находится в Санкт-Петербурге на Черной речке.
Читать на сайте RG.RU
Всероссийский конкурс "Директор школы-2013"

На что потратит он заслуженную премию? Почему коллеги окрестили Бухарова "антикризисным управляющим"? И чем определяется успешность его очень непростых воспитанников?

Денис Валерьевич, вы сказали, что денежный приз - 200 тысяч рублей - потратите на своих учеников. В самом деле?

Денис Бухаров: Конечно! У меня учатся 250 детей, у всех - серьезные проблемы со здоровьем. Две сотни учеников живут в семьях, еще 45 - сироты. В нашей школе есть специальный детский дом. Я - опекун для его воспитанников. То есть папа. А отцам не пристало жалеть деньги на своих детей.

Закупите подарки?

Денис Бухаров: С подарками помогают партнеры-спонсоры. А мне надо отправить за границу на лечение троих воспитанников. У них очень серьезные диагнозы, а в России врачи им помочь, к сожалению, не могут. Думаю, своей премией смогу оплатить им хотя бы дорогу.

На что еще нужны деньги вашей школе?

Денис Бухаров: Надо расширять здание школы. Три года назад, когда я только пришел, у нас училось 36 детей, из них 24 жили в детдоме. Вопрос стоял: закрыть школу или нет? Мы стали смотреть, что и как можно улучшить. У меня каждый пятый ребенок - "колясочник". Таким детям даже по СанПиНам положены дополнительные квадратным метры.

В обычной школе признаком хорошей работы считается массовое поступление выпускников в вузы. А какой признак успешности для ваших детей?

Денис Бухаров: Чтобы они смогли жить. Кто-то даже может поступить потом в вузы - такие у нас тоже учатся. Но для большинства это очень сложная задача. Поэтому я стараюсь сделать так, чтобы у всех, особенно у сирот, было максимально счастливое детство. Чтобы они научились тому, что поможет им потом самостоятельно жить.

Помощь нужна?

Денис Бухаров: Есть государственное финансирование, есть благотворители. Если будут дополнительные деньги, я найду, как их с пользой потратить. Иногда нужна адресная помощь на лечение кого-то из моих подопечных. На самом деле очень опасно, когда ребенок в детдоме привыкает постоянно получать подарки от "добрых людей". Он вырастает с уверенностью, что ему все всё должны, ведь он - сирота. У нас, например, все зарабатывают сами. С 14 лет подросткам можно заниматься предпринимательской деятельностью. Мы с учителями им помогаем: оборудовали мастерские со специальными станками. Наладили выпуск деревянных игрушек, поделок, которые ребята продают.

Каким образом?

Денис Бухаров: Мы проводим специальные аукционы. В результате ребята и деньги хорошие зарабатывают, и к труду приучаются, и самооценка их растет. Во взрослую жизнь многие выходят не только с аттестатом, но еще и с хорошей профессией.

А здоровые дети у вас учатся?

Денис Бухаров: Нет. Но у нас учатся дети с ограничениями возможностей здоровья четырех видов. Есть "опорники", ребята с ДЦП, с разной степенью умственной отсталости. Есть те, у кого интеллект сохранен, но есть проблемы с речью или задержка психического развития. Ребята с умственной отсталостью тянутся за сверстниками с нормальным интеллектом, а те получают урок толерантности. Иногда просто хорошее окружение и благожелательная атмосфера позволяют человеку забыть о своем недуге.

Вас называют "антикризисный управляющий". Как думаете, директор в школе кем должен быть в первую очередь - педагогом или менеджером?

Денис Бухаров: Я сам получал второе высшее по управленческой специальности. Но если директор никогда сам не был педагогом, не чувствует и не понимает происходящих в школе процессов, то ни одна степень МВА не поможет ему.

Образование Санкт-Петербург Северо-Запад