Представители всех профильных объединений российского бизнеса объединились в своем критическом отношении к так называемому "четвертому антимонопольному пакету", который рассматривается в Госдуме.
Координационный совет отмечает, что и после рабочих встреч с ФАС большая часть предложений и замечаний так и не учтена и проект не согласован. По мнению бизнес-сообщества, многие нормы проекта негативно повлияют на деятельность компаний любого масштаба, отрасли и формы собственности.
"Четвертый антимонопольный пакет" был внесен в правительство как поправки к принятому Госдумой в марте 2013 в первом чтении законопроекту "об отмене уведомлений" при сделках по слиянию компаний. Эта сама по себе небольшая поправка к Закону "О защите конкуренции" оказалась после первого чтения дополнена более чем 40 страницами предложений антимонопольного ведомства. По мнению предпринимательского сообщества, сделано это было с целью избежать общественного обсуждения.
Как отмечают эксперты, четвертый "антимонопольный пакет" несколько раз рассматривался в правительстве, и по нему возникали разногласия у ряда ведомств, в частности, минюста, минфина и Федеральной службы по тарифам. Отрицательную оценку регулирующего воздействия выдало минэкономразвития. В октябре антимонопольному ведомству было поручено в течение месяца досогласовать законопроект и вернуть его обратно в правительство.
Из письма Координационного совета предпринимателей следует, что принципиальные претензии к "четвертому пакету" так и не сняты. Совет созывался специально для обсуждения предложений антимонопольного ведомства, продвигающего проект, и консолидировал позиции Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, Общероссийской организации "Деловая Россия" и Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Совет отмечает, что предприниматели так и не согласны со способом внесения поправок, которые не могут быть внесены в Госдуму путем "пристегивания" к законопроекту, не оказывающему влияния на состояние конкуренции. Такой подход нарушает принцип неизменности законопроекта при принятии его во втором чтении.
По сути "четвертого пакета" бизнес-сообщество отмечает, что и после рабочих встреч с ФАС большая часть замечаний так и не учтена. Среди неприемлемых предложений остается введение правил недискриминационного доступа для компаний, занимающих доминирующее положение и наделение ФАС правом обязывать компании публиковать правила торговой практики. В РСПП ранее отмечали, что оно противоречит Гражданскому кодексу. А в "Деловой России" считают, что введение таких правил будет на руку крупным монополистам.
При этом мнение бизнес-сообщества основано на реальном примере. В конце 2012 года ФАС выпустила "правила недискриминационного доступа к рынку апатитового концентрата", которые потребители этого сырья назвали незаконными и учитывающими только интересы монополиста - холдинга "Фосагро". Если бы компании им следовали, то концентрат подорожал бы в 1,5-1,7 раза. Последовавшие разбирательства в Высшем арбитражном суде привели к тому, что ФАС признала, как писали СМИ, что "правила недискриминационного доступа" являются необязательными к исполнению рекомендациями.
Принятие поправок в предложенном ФАС виде легализует попытки поднять цены на рынке апатитового концентрата. При этом в самом "Фосагро" не стали дожидаться разрешения ситуации с "четверным антимонопольным пакетом". В середине ноября холдинг отдельно попросил правительство подвести его под "правила недискриминационного доступа". Как сообщали СМИ, в письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу гендиректор "Фосагро" Андрей Гурьев предлагает разрешить правительству устанавливать правила недискриминационного доступа для товаров, которые производит субъект, занимающий доминирующее положение. При этом сторонники идеи узаконить "правила недискриминационного доступа" не отказались от нее, даже несмотря на то, что подобная практика противоречила бы Гражданскому кодексу и нормам ВТО.
Также среди неприемлемых для бизнес-сообщества остаются такие положения как: отмена допустимости соглашений о совместной деятельности, направленных на стимулирование технико-экономического прогресса и инвестиционной деятельности. Они, как ранее отмечали в РСПП и "Деловой России", добьют "малый и средний бизнес". Кроме того, ФАС так и не отказалась от намерений получить полномочия в сфере антимонопольного контроля над интеллектуальной собственностью. Также Координационный совет отмечает, что в законопроекте остаются положения, дублирующие полномочия ФАС и Федеральной службы по тарифам в сфере контроля за порядком установления тарифов на регулируемые виды деятельности. Кроме того, антимонопольное ведомство продолжает настаивать на возможности признать картелем соглашения между субъектами, входящими в одну группу лиц.