Влияет ли принадлежность автора к определенной культуре на его манеру мыслить, писать? Каково значение языка в его творчестве? Что дает исторический опыт его страны? Такие вопросы были поставлены перед гостями. В культурно-выставочном центре РГБ Дом Пашкова прошла встреча, организованная Британским Советом совместно с журналом GRANTA, Ahmad Tea Ltd и Российской Государственной Библиотекой на тему: "Литература: создание культурных кодов. Мартин Эмис и Нед Номан".
Для того, чтобы рассмотреть тему с разных сторон, как можно полнее представить картину современного литературного процесса, организаторы пригласили британских писателей разных поколений: Мартин Эмис - известный прозаик, Нед Номан - начинающий автор. Россию представил Александр Архангельский. Ведущим беседы выступил критик и журналист Константин Мильчин.
Так как оба иностранных автора, будучи британцами, проживают в Америке, то беседа началась с обсуждения того, что они считают себя трансатлантическими писателями. Эмис рассказал, что он начинал свое творчество в период ослабления английского романа. Буржуазная проза изжила себя, нужно было что-то свежее. Менялось общество, менялась история, менялись тенденции. Англия уже не владела четвертью мира, а Америка набирала силу. Конечно же, это отразилось на литературе. Английские поэты никого не боялись, а прозаики всегда оглядывались на иностранных коллег. Поэтому неудивительно, по мнению Мартина Эмиса, что английский роман, ориентируясь на Америку, демократизировался.
Что же касается будущего литературной деятельности, Неда Бомана не волнует, насколько выгодна его профессия, и как долго он сможет получать за нее деньги. А Мартин Эмис напротив, поразмыслив, пришел к выводу, что из когорты медийных личностей писатели скоро опять перекочуют в слой творческой интеллигенции, не известной широкой публике.
По вопросу истории литературы собеседники согласились друг с другом: бесспорно, история английской литературы намного больше, чем история литературы российской. Однако молодость последней, как сказал Архангельский, это не плюс и не минус, это ее особенность. Конечно, богатый опыт британской поэзии и прозы - это великая сила, которая невольно оказывает влияние на авторов этой страны, ведь история - это прежде всего традиции. В них заключена глубина познания мира, которая "врастает" в человека в процессе его социализации. Мартин Эмис, говоря о русской литературы, вывел диалог на проблему, которую условно принято называть "поэт и поэзия". Он вспомнил советское время, гонения на Пастернака, "жанр молчания" Бабеля, агитационную деятельность Маяковского и Есенина и предположил, что тирания искажает талант и плодит бездарность.
В конце дискуссии авторы поделились своими впечатлениями о том, как они пришли к писательству. Как это, начать писать? На этот вопрос лаконично ответил Александр Архангельский, процитировав Льва Толстого: "Если можешь не писать, не пиши!".