03.12.2013 00:41
Экономика

Эксперт: Организации вправе учитывать расходы на рекламу товаров

Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение: №47 (925)
Как учитывать в налоговых расходах буклеты и листовки? Подлежат ли они нормированию? Когда полицейские могут затребовать налоговые декларации? На эти и другие вопросы читателей "РБГ" ответили Александр Медведев, к.э.н., член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов (ПНК), и Ирина Давидовская, заместитель директора ПНК.
Читать на сайте RG.RU

- В каких случаях полицейские могут затребовать у организации налоговые декларации и первичные документы по исчислению налогов?

- Полномочия органов внутренних дел по вопросам проверки исчисления налогов установлены главой 6 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в выездных налоговых проверках. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения (п. 2 ст. 36 НК РФ). При этом ст. 37 НК РФ установлена ответственность органов внутренних дел, следственных органов и их должностных лиц за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.

На основании Федерального закона от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ предварительное следствие по уголовным делам в сфере налогов передано следователям Следственного комитета РФ (СКР), и данная подследственность зафиксирована в п. 2 ст. 151 УПК РФ. В обязанности полиции включена обязанность по проведению действий исключительно "в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации" (пп. 8 п. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"), а также полиция наделена соответствующими правами по делам, "разрешение которых отнесено к компетенции полиции".

Согласно п. 1.1 ст. 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в адрес подразделений СКР (п. 3 письма ФНС от 29 декабря 2012 г. N АС-4-2/22690).

Между тем затребование органами внутренних дел у налогоплательщиков документов, связанных с исчислением налогов, возможно в двух законодательно предусмотренных случаях: в рамках совместно проводимых с налоговыми органами проверок (пп. 28 п. 1 ст. 13 Закона N 3-ФЗ) и в рамках исполнения поручения следователя подразделения СКР (п. 3 ст. 7 Федерального закона РФ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ). Так что в области налогов полномочия полиции законодательно ограничены либо рамками совместно проводимых с налоговыми органами проверок, либо рамками поручения следователя СКР.

В Соглашении от 13 октября 2010 г. N 1/8656 МВД России и N ММВ-27-4/11 ФНС "О взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой" предусмотрены конкретные формы взаимодействия между налоговыми органами и органами МВД (п. 9 письма ФНС от 23 мая 2013 г. N АС-4-2/9355), в связи с чем направление налоговым органом запроса в адрес Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по области о выделении сотрудника для предварительного ознакомления с материалами налоговых проверок является законным, поскольку обусловлено наличием у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах (постановление ФАС Центрального округа от 10 июня 2013 г. по делу N А36-6770/2012).

При этом следует иметь в виду, что даже если оперативно-разыскной частью отдела экономической безопасности и противодействия коррупции (по выявлению налоговых преступлений) регионального МВД и будет выявлено необоснованное применение налогоплательщиком налогового вычета НДС, постановлением следователя будет отказано в возбуждении уголовного дела за отсутствием заявления потерпевшего - налогового органа (постановление ФАС Уральского округа от 14 июня 2013 г. N Ф09-4546/13 по делу N А07-4434/2012).

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ дополнил ст. 11 Закона N 144-ФЗ нормой о взаимодействии органов внутренних дел и налоговых органов: "Результаты оперативно-разыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц".

- Организация передает часть товаров в рекламных целях своим потенциальным покупателям. Следует ли с указанной операции исчислить НДС? Можно ли указанные расходы признать в целях налогообложения прибыли?

- Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Исходя из вопроса, можно предположить, что круг потенциальных покупателей товаров ограничен. В этом случае о рекламе не может быть и речи, а речь идет о безвозмездной передаче товара - операции, являющейся объектом налогообложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Следовательно, с рыночной стоимости переданного товара должен быть исчислен НДС. При этом сумма входящего НДС по такому товару принимается к вычету при соблюдении условий, установленных в ст. 171 и 172 НК РФ.

Расходы по безвозмездной передаче товаров не признаются в целях налогообложения прибыли на основании подп. 16 ст. 270 НК РФ. Если товары передавались неопределенному кругу потенциальных покупателей, то стоимость таких товаров может быть учтена при налогообложении прибыли в составе расходов на рекламу на основании п. 4 ст. 264 НК РФ при условии их документального подтверждения и экономического обоснования. Однако данные расходы подлежат нормированию - не могут превышать 1% выручки от реализации.

Однако в данной ситуации неоднозначно решается вопрос об исчислении НДС. По мнению минфина, передача товаров в рекламных целях стоимостью более 100 руб. за единицу облагается НДС (письмо от 04.06.2013 N 03-03-06/2/20320). Вместе с тем суды, рассматривая подобные споры, руководствуются следующим: обороты по распространению товаров во время проведения рекламной кампании не являются объектом обложения НДС, так как стоимость рекламных товаров включена заявителем в общую цену товаров, затраты на рекламу включены в рекламные расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль. К такому выводу, например, пришел ФАС Московского округа в постановлении от 06.10.2009 г. N КА-А40/10351-09 по делу N А40-84804/08-141-399.

Учитывая позицию минфина, а также тот факт, что судебная практика не является однозначной, наиболее безопасно для налогоплательщика НДС исчисление суммы НДС с операций передачи товаров в рекламных целях. Исключением являются аналогичные операции при условии, что расходы на приобретение (создание) единицы товара, раздаваемой в рекламных целях, не превышают 100 руб. В этом случае налогоплательщик вправе воспользоваться подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ и не облагать НДС такие операции.

- Организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы минус расходы". Организация в целях рекламы своих товаров изготавливает и распространяет буклеты и листовки. Каков порядок их учета в налоговых расходах? Подлежат ли они нормированию?

- Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы (объект налогообложения "доходы минус расходы") вправе учитывать расходы на рекламу реализуемых товаров (работ, услуг) (подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Для целей применения УСН указанные расходы признаются после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ рекламные расходы учитываются в том же порядке, что и в целях налогообложения прибыли - по правилам п. 4 ст. 264 НК РФ. Расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах и (или) о самой организации, отнесены к ненормируемым рекламным расходам. При этом листовки и буклеты в п. 4 ст. 264 НК РФ не упоминаются. Вместе с тем буклеты и листовки являются также полиграфическими материалами, которые могут использоваться в рекламных целях. Кроме того, листовка является разновидностью буклета, буклет - разновидностью брошюры. Иными словами, расходы на изготовление буклетов и листовок, так же как и на изготовление брошюр, содержащих рекламную информацию, относятся к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли в полном объеме (п. 4 ст. 264 НК РФ). Аналогичная позиция содержится в письме минфина от 20.10.2011 N 03-03-06/2/157.

Поддерживает данный подход и судебная практика. ФАС Московского округа в постановлении от 14.03.2012 по делу N А40-63461/11-99-280 указал, что налогоплательщик правомерно учел в качестве рекламных расходов затраты на изготовление лифлетов и листовок.

Налоги