Документ на первый взгляд выглядит рамочным: он прописывает полномочия различных органов по контролю этого рынка на территории региона, а также места, в которых не допускается продажа алкоголя. Казалось бы, все это уже есть в 171-ФЗ о госрегулировании производства и оборота этилового спирта, обновленная редакция которого вышла в июле 2013 года. Однако свердловские чиновники утверждают: до принятия областного закона у правительства региона фактически не было полномочий по контролю рынка нелегального алкоголя и координации деятельности исполнительных органов власти в сфере розничной торговли спиртным.
По данным Роспотребнадзора, по сравнению с 2010 годом в 2012-м случаев отравлений свердловчан алкоголем стало больше на 13 процентов, а смертельных - на 7. Как правило, места приобретения убийственной выпивки неизвестны, и проверить ее происхождение невозможно. Число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, в нашем регионе гораздо выше, чем в среднем по РФ. В правительстве области также отмечают, что число случаев продажи алкогольной продукции без маркировки увеличилось более чем в пять раз, а выявленного фальсификата и контрафакта - более чем в 11. Например, дешевый портвейн "777", прозванный в народе "три топора", до сих пор продается на территории Свердловской области, хотя официально уже давно не производится.
При этом легальные местные производители алкоголя уходят с рынка - еще недавно их в Свердловской области оставалось всего три, а теперь, как уточнили в Росалкогольрегулировании, и вовсе один. В связи с этим производство алкогольной продукции в регионе снизилось на 39 процентов. В июле текущего года добросовестные производители и оптовики обратились в правительство области с жалобой на огромный объем ввоза нелегального алкоголя на территорию региона. Следствие роста теневого потока - снижение объема официальных продаж, которое в некоторых оптовых компаниях составило 30 процентов.
Практически на всех территориях Среднего Урала участились случаи продажи алкоголя без лицензии. Это подтверждают и проверки Росалкогольрегулирования. Большой популярностью в городских поселениях, особенно крупных, пользуется доставка спиртных напитков через интернет-магазины. Вопреки закону алкоголь продается в ночное время в нестационарных объектах. Предприниматели идут на всевозможные ухищрения. Например, в Каменске-Уральском объект торговли работал по странной схеме: днем это был магазин, а ночью - учреждение общепита. Такая смена вывесок происходит сплошь и рядом без каких-либо последствий.
- По спиртосодержащей продукции за 2012 год и первую половину 2013-го не сдано ни одной декларации. Данный рынок сегодня - вне контроля. Объем, источники поступления, способы и места нелегальной продажи спиртосодержащей продукции - вопрос, требующий специального исследования, - резюмирует замминистра АПК и продовольствия Свердловской области Татьяна Попова.
При обсуждении нового закона депутаты резко раскритиковали работу областного правительства, допустившего всплеск продаж контрафакта и вытеснение с рынка местных производителей. Из-за этого Свердловская область недополучит по акцизам от 1,1 до 4,6 миллиарда рублей (в первом случае - если бы оставшийся местный производитель работал на полную мощность, во втором - если бы уцелели все три предприятия).
Чиновники оправдываются: с 2009 года полномочия по регулированию рынка нелегального алкоголя фактически сосредоточены на уровне федеральной власти, в основном Росалкогольрегулирования. Контроль мест продажи спиртных напитков - в руках полиции, а именно участковых. За контроль качества отвечает Роспотребнадзор. У профильного министерства оставались лишь полномочия лицензирующего органа. По идее, новый областной закон как раз позволяет среднеуральскому правительству принять нужные нормативные акты и более активно включиться в работу.
Как аргумент в пользу нового закона эксперты приводят опыт некоторых субъектов РФ, которые, не прописав в местном законодательстве четкие полномочия местного правительства, принимали различные постановления по контролю рынка, однако это закончилось ничем: крупные оптовики и производители спиртного из других регионов оспорили эти документы.
- Мы услышали, что в 2012-2013 годах значительно упал легальный оборот алкоголя в Свердловской области и, как итог, доходы бюджетов всех уровней. Пить, наверное, меньше не стали, значит, увеличился нелегальный оборот. Встает вопрос: насколько эффективно работают правоохранительные органы? - намекнул на возможную проблему коррупции председатель комитета по промышленной, инновационной политике и предпринимательству Заксобрания Альберт Абзалов.
- С момента введения закона о полиции в 2011 году, к сожалению, мы потеряли наиболее образованную часть сотрудников ГУВД. Сейчас не все они компетентны в этом вопросе, - объясняет Татьяна Попова.
Разработчики закона подчеркивают: новый документ касается не только контроля розницы, но и пропаганды здорового образа жизни. Практика показала, что одним лишь ограничением продажи спиртного проблему не решить. Наглядный пример - Каменск-Уральский, где достаточно жестко пытались бороться с "зеленым змием". По мнению экспертов, запрет привел к обратному результату: снизилась доля объектов, имеющих лицензию на розничную продажу алкоголя, при этом фактически торгующих горячительным точек стало больше. А социально-демографические показатели в городе гораздо хуже, чем в среднем по области.
Некоторые законодатели считают, что новый областной закон вообще лишен смысла.
- На алкогольном рынке Свердловской области происходят страшные вещи. Все ограничительные меры привели к росту смертности и теневым продажам. Надо ставить вопрос: почему правительство допустило сложившуюся ситуацию - при том, что все законодательство было направлено на урегулирование этой сферы? Идет передел рынка под конкретных игроков не из нашего региона. Местных производителей задушили и продолжают душить. В новом областном законе, на мой взгляд, не хватает конкретной концепции, не прописаны мероприятия по борьбе с суррогатом, неясен конечный результат. В такой редакции он ничего нового не принесет, - высказался Дмитрий Ионин, член комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политике Заксобрания.
Дмитрий Лебедев, руководитель межрегионального управления Росалкогольрегулирования по УрФО:
- Ситуация на алкогольном рынке Свердловской области непростая, но она ничем принципиально не отличается от существующей в целом по стране. Число выявленных нарушений в этом году в УрФО выросло в 3,6 раза, в области - в 3. Нас, как и все контролирующие органы, беспокоит ввоз из сопредельных государств, в частности из Республики Казахстан, нелегальной продукции, которая не маркируется акцизной маркой. Хотя мы не считаем, что объем этой продукции настолько огромен, что представляет серьезную угрозу для уральского рынка алкоголя.
Наша главная задача - выявление схем поставок нелегального алкоголя. За 4 года работы нам удалось значительно сократить его долю. За 9 месяцев 2013 года мы выявили по УрФО более миллиона бутылок неучтенных спиртных напитков. Хотя нельзя утверждать, что алкоголь, не зарегистрированный в Единой государственной автоматизированной информационной системе, непременно некачественный. Просто с него не уплачен акциз. По таким фактам мы возбуждаем административное производство, арестовываем продукцию, привлекаем виновных к административной ответственности, направляем материалы в федеральную службу, чтобы было принято решение по обращению в суд с заявлением об аннулировании или приостановке лицензии оптовика либо вынесении предписания.