Сергей Владимирович, полномочия Роспотребнадзора очень широки, вы контролируете промышленные предприятия, школы и детские сады, медицинские клиники, следите за порядком в сфере общественного питания, за качеством продуктов на полках магазинов и так далее. Все эти задачи для службы одинаково важны или есть приоритетные?
Сергей Кузьмин: В условиях дефицита бюджета и кадров выбор приоритетов принципиален. Основная проблема для Свердловской области сегодня - высокий уровень комплексной химической нагрузки на здоровье населения. Ей подвержены 3,3 миллиона человек. Особенно высоки риски в промзонах. Недавно областное правительство утвердило подготовленный нами список из 27 крупных предприятий, оказывающих наибольшее негативное влияние на окружающую среду. Стараемся, как можем, побудить владельцев модернизировать производство.
Не секрет, что подчас бизнес предпочитает заплатить штраф, но не проводить модернизацию, которая стоит миллионы рублей.
Сергей Кузьмин: Действительно, есть такая практика. Вот недавний пример - производство существует много лет, но вокруг него не организована санитарно-защитная зона. Оказывается, штраф за то, что предприятие не выполняет норму законодательства, в данном случае составляет всего лишь 20 тысяч рублей. А чтобы сформировать защитную зону, нужно провести принципиальную реконструкцию, по стоимости несоизмеримую с размером штрафа. И такое встречается сплошь и рядом: предприятия по сути откупаются от надзорных органов мизерными штрафами.
Поэтому мы решили пойти иным путем. С одной стороны, мы теперь чаще инициируем принятие судами решений о принуждении к исполнению норм санитарного законодательства. Если предприниматель закрывает глаза и на решение суда, то ему грозит уголовная ответственность. С другой стороны, активизируем работу по дисквалификации руководителей. Если одно и то же административное правонарушение фиксируется несколько раз в течение года и его не устраняют, то мы вправе по суду потребовать дисквалификации высшего руководства предприятия.
Но ведь это, как правило, наемные работники. Снимете одного директора - собственник поставит другого, но денег на реконструкцию все равно не даст.
Сергей Кузьмин: Менеджеры такого уровня - это "штучный товар". Если мы одного дисквалифицируем, другого, третьего, собственник предприятия все-таки будет вынужден задуматься. Где ему брать кадры? Суд ведь не просто отстраняет человека от работы, он еще и выносит запрет занимать аналогичные должности на срок до трех лет. Должен сказать, наши усилия все-таки не напрасны: за последние три года число предприятий, которые имеют санитарно-защитные зоны, увеличилось. Впервые за десятилетие мы более восьми тысяч жителей выселили за пределы этих зон.
Что сегодня происходит на региональном рынке продуктов питания?
Сергей Кузьмин: В 2012 году доля некачественной продукции достигла 20 процентов. Это на четыре процента ниже показателя предыдущего года, но все равно цифра высокая. Правда, надо понимать, что она отражает ситуацию не на продовольственном рынке области в целом, а лишь в тех магазинах, куда мы выходили с проверками. А приходим мы, как правило, только туда, где раньше были зафиксированы какие-то нарушения или поступили жалобы покупателей.
В этом году удалось добиться улучшения качества молочной, рыбной, алкогольной продукции. Сейчас пристальней следим за мясом и хлебом, потому что резко выросли объемы забракованной продукции этих категорий. Есть серьезные проблемы с фальсификатом. Недобросовестные производители пытаются снизить затраты на производство за счет замены дорогих компонентов на более дешевые, не предупреждая покупателя об этом.
А много ли среди забракованных продуктов действительно опасных для здоровья?
Сергей Кузьмин: Опасность мы прежде всего связываем либо с микробиологическими факторами риска, либо с химическими рисками острого воздействия. Ситуация по микробиологии у нас в целом улучшается, тем не менее 10 процентов отбираемых проб продуктов питания признаются потенциально опасными из-за превышения предельно допустимых значений по количеству разного рода микроорганизмов. Опаснее других молочные продукты. В торговых сетях до 11 процентов этих товаров имеют нестандартные показатели по микробиологическим пробам, в системе общепита - около семи процентов. Надеемся, что ситуацию изменит к лучшему технический регламент, касающийся производства и реализации молочной продукции, который вступит в силу с 1 июля следующего года. За несоблюдение норм санитарного законодательства он предусматривает штрафы на порядок выше существующих - до миллиона рублей.
Где ситуация хуже - в городах или в сельской местности?
Сергей Кузьмин: За Екатеринбургской кольцевой автодорогой проблем с малым бизнесом, занятым в сфере обеспечения населения продовольствием, гораздо больше, чем в областном центре. Да и в целом в магазинах шаговой доступности качество продуктов хуже, чем в крупных сетях.
К слову о малом бизнесе: всем известный 294 федеральный закон снизил надзорную нагрузку на субъекты предпринимательства. А изменилось ли количество регистрируемых вами нарушений?
Сергей Кузьмин: За последние пять лет мы в 1,5 раза сократили число проверок малого и среднего бизнеса. За этот же период в 1,6 раза увеличилось количество нарушений на тех объектах, которые мы все-таки посетили. При этом ответственность предпринимателей за нарушения не ужесточилась.
Готовы ли сегодня добросовестные производители сообща отстаивать свои интересы?
Сергей Кузьмин: Хороший вопрос. Я много общаюсь с руководителями отраслевых союзов и часто спрашиваю их: почему вы на своей базе не создадите саморегулируемую организацию (СРО)? Ведь по закону у СРО масса преимуществ: мы их можем не контролировать, если у них есть внутренняя система контроля качества, они могут выступать от имени своих членов в суде и так далее. Отвечают: "Мы подумаем". Закон о СРО вышел уже несколько лет назад, а они все думают. Еще вариант: внесите в свой устав один пункт о том, что целью союза является защита прав потребителей, и занимайтесь этой работой официально, в рамках закона. Казалось бы, союзы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы все их члены выпускали только качественную продукцию. Но они пока мало что делают в этом направлении. Для нас это могло бы стать хорошим подспорьем в работе.
Зато подобные цели декларируют некоторые некоммерческие организации. Вот только действуют они порой в частных интересах. Нет ли у вас опасения, что они пытаются использовать для этого Роспотребнадзор?
Сергей Кузьмин: Мы готовы содействовать всем, кто решает задачи, схожие с нашими. Более того, это вменено нам в обязанность постановлением правительства РФ. Но от подобных ситуаций мы не застрахованы. Действительно, сегодня одно из таких сомнительных некоммерческих партнерств буквально заваливает нас обращениями, а мы не имеем права не реагировать на них.
Но ведь на основании их информации вы, очевидно, должны провести собственную проверку?
Сергей Кузьмин: Только в том случае, если информация "некондиционная". Но эта организация предоставляет результаты исследований, проведенных аккредитованной лабораторией. Тем не менее суды не признают их документы в качестве доказательств: есть вопросы по методике отбора проб. Из-за этого мы проиграли по формальным основаниям три дела и в итоге вынуждены были сказать этим ребятам: прекращайте заниматься самодеятельностью и либо предоставляйте полученную информацию напрямую производителю, либо в судах используйте в качестве истцов не нас, а общественные организации, благо у них есть на это полномочия.
Наш читатель, предприниматель из Екатеринбурга, написал в редакцию: "У сотрудников Роспотребнадзора есть четкая установка - с каждой проверки принести определенную сумму штрафов". В этом есть доля истины?
Сергей Кузьмин: Интересное предложение. Вот только заранее оценить, какой штраф заплатит предприниматель, невозможно. Впрочем, у нас действительно есть жесткий принцип: нечего ходить впустую - нужно проверять те предприятия, которые действительно создают угрозу для населения. В среднем на одну плановую проверку приходится до 15 правонарушений.
Может, предпринимателю проще предложить контролеру взятку, чем платить штраф? Как вы боретесь с коррупцией в своих рядах?
Сергей Кузьмин: У нас в последние годы не было фактов коррупционных правонарушений. Сотрудники в шутку или всерьез говорят: "Нам уже давно взяток не дают". Недобросовестные предприниматели поступают проще: либо просто закрывают "лавочку" на замок накануне проверки, либо перерегистрируют фирму, меняя букву в названии, - и мы не имеем права их проверять в течение трех лет. В прошлом году отмечено более 80 таких случаев. Пожалуй, до вступления в силу 294-ФЗ коррупционных рисков было больше.
Иван Колодяжный, председатель НП "Ассоциация Уралпищепром":
- В свое время мы планировали сформировать на базе нашей ассоциации саморегулируемую организацию. Но, изучив закон, выяснили, что СРО имеет смысл создавать только на базе профильных союзов производителей, тогда как в наше партнерство входят хлебопеки, производители мяса, молочной, жировой продукции, пива и даже учебные заведения. Плюс учреждение СРО требует очень серьезных финансовых вливаний, сумма которых в несколько раз превышает размер ежемесячных взносов НП.
Так что мы решили пойти другим путем и в течение последнего года занимались организацией рабочей группы при комитете по товарному рынку администрации Екатеринбурга. Разработали методику ее работы, решили, что будем проводить собственные рейды по магазинам. Если выявим некачественную продукцию местного производителя, пригласим его на заседание рабочей группы для объяснений. При этом дадим время на составление и реализацию индивидуального плана исправления нарушений. Договорились, что комиссия оставляет за собой право по мере выполнения этого плана выезжать на предприятие и контролировать процесс.Ведь выгнать предпринимателя с рынка легко, а вот убедить, что работать честно - выгодно, сложнее.
Было бы правильно в состав общественного совета при Роспотребнадзоре включить представителей действующих ассоциаций. Полагаю, совместная работа более продуктивна.
Владимир Русанов, руководитель пресс-службы федерального ритейлера:
- Это нормальный процесс, когда специалисты надзорных ведомств помогают вскрыть и быстро устранить недостатки в работе компании. Мы принимаем во внимание взвешенные и обоснованные претензии и рекомендации. Конечно, и проверяющие тоже могут ошибаться. Поэтому если мы в чем-то с ними не согласны, то отстаиваем свою правоту в суде. Но в основном все же получается выстраивать с надзорными органами конструктивные взаимоотношения, ведь от их и нашей качественной работы выигрывают покупатели.
Елена Артюх, уполномоченный по защите прав предпринимателей Свердловской области (на общественных началах):
- Сегодня у меня нет ни одной письменной жалобы от предпринимателей на действия сотрудников Роспотребнадзора. Но я не берусь утверждать, что в деятельности этого надзорного органа все хорошо. Мне кажется, бизнес часто не решается жаловаться, боясь негативной ответной реакции. Устно представители МСБ, особенно в малых городах, рассказывали, что Роспотребнадзор и общественные объединения потребителей нередко становятся орудием в недобросовестной конкурентной борьбе. Еще бизнесмены говорят, что при всем старании невозможно на 100 процентов соблюсти нормы громоздкого санитарного законодательства.
К чести работников Роспотребнадзора, они часто проводят образовательные семинары для представителей бизнеса и охотно участвуют в мероприятиях, которые организуем мы.