Спустя почти три месяца прокуратура Центрального округа Тюмени однозначно встала на сторону жильцов, признав, что с ними поступили бесцеремонно, без оглядки на законодательство и нормативные отраслевые требования. Надзорная структура потребовала от застройщика, с чьей подачи и разгорелся сыр-бор, вернуться в правовое поле и наказать виновных.
История загадочная. Безалаберности в ней хватает. Но не исключено, что кто-то надеялся выловить рыбку в мутной воде. Поразительное обстоятельство: после сдачи высотных домов в эксплуатацию застройщик около двух лет смиренно, практически не напоминая о себе, перечислял корпоративные средства поставщикам электроэнергии, тепла, воды... за хозяев квартир. В самом деле, признают многие из них, в квитанциях соответствующие графы отсутствовали. Сотрудники управляющей компании в ответ на тревожные вопросы потребителей поясняли: пока договоры с поставщиками ресурсов не заключены, финансовое бремя несет застройщик, беспокоиться не о чем.
Однако известная поговорка о бесплатном сыре напомнила-таки о себе. Девелопер заключил агентское соглашение о сборе долгов с другой УК, о которой, кстати, жители микрорайона понятия не имели, и передал данные о понесенных затратах в Тюменский расчетно-информационный центр. В конце августа - начале сентября курьеры разложили по почтовым ящикам девяти многоэтажных домов шокирующие квитанции: в общей сложности застройщик требует с жильцов свыше 20 миллионов рублей.
Привлеченные прокуратурой эксперты до конца так и не поняли логику расчетов и выставления счетов.
Во-первых, многие владельцы квартир за услуги платили сполна, основываясь на показаниях приборов учета - по собственной, в общем-то, инициативе (напомню, два года денег за ресурсы застройщик с них не требовал). Этих плательщиков повторные счета просто возмутили. Им предложили доказать свою исполнительность - предоставить чеки. Не у всех, правда, они сохранились.
Во-вторых, заключила прокуратура, начисления произведены по нормативам - показания домовых и квартирных приборов учета проигнорированы. К тому же девелопер как юридическое лицо за услуги должен был платить больше, чем рядовые потребители. В данном случае поиск некоего среднего арифметического - попрание закона. При желании, говорят опытные юристы, таких "взыскателей" можно ударить за разгильдяйство по карману, обратившись в суд.
Наблюдатели утверждают, что жители стали невольными жертвами конфликта между некогда ближайшими деловыми партнерами. Прискорбно, что представители бизнеса даже не извинились перед людьми.
Увы, в Тюменской области это далеко не единственный случай пренебрежительного отношения к потребителям коммунальных услуг. Так, недавно сотни дисциплинированных клиентов одной из региональных энергосбытовых компаний тоже получили грозные уведомления о необходимости погасить в 10-дневный срок задолженность. У кого-то она исчислялась тысячами рублей. "Злостные неплательщики" хватались за голову, искали в домашнем архиве кассовые чеки за три последних года (по рекомендации авторов уведомлений), спешили с ними в центр обслуживания - для сверки. Долг, как и следовало ожидать, не выявлялся. "Сбой в системе", - смущенно разводили руками операторы.
Такого рода неразбериха, неаккуратность в ведении финансовых операций подрывает доверие честных, обязательных потребителей к сервисным предприятиям, чья репутация и без того не на высоте. В Заречном районе Тюмени год назад трое сотрудников одной управляющей компании во главе с главбухом прикарманили 8 миллионов рублей, должных поступить, по сведениям правоохранителей, на счета ресурсоснабжающих предприятий. Сумма сравнительно скромная. Сейчас идет судебный процесс по делу экс-главы Тюменского района. Он, согласно версии следствия, в связке с местным предпринимателем похитил 35 миллионов, предназначенных для реконструкции коммунальных объектов, строительства инженерных сетей, ремонта домов. К тому же, руководя через доверенных лиц консалтинговой фирмой, чиновник понудил бизнесменов заключить с ней ненужные им договоры на 4,5 миллиарда рублей.
За 10 месяцев текущего года областная Госжилинспекция зарегистрировала жалоб уже больше, чем за весь прошлый год. Непрозрачность деятельности УК, запутанность расчетов - суть претензий чуть ли не в каждом втором заявлении. Недавно по настоянию прокуратуры директор одной компании оштрафован на 30 тысяч рублей за ложный, с приписками, отчет перед собственниками многоквартирного дома, а также за утаивание информации о стоимости услуг, финансовом балансе. Другой руководитель УК, упорно не желавший размещать сведения о компании в Интернете, снят с должности.
В то же время повсеместно увеличивается объем задолженности потребителей ЖКУ. В том же Заречном одна из УК (компания считается успешной и базируется в благополучном районе) за пять последних месяцев внесла в черный список 818 владельцев квартир, за которыми числится свыше 18 миллионов рублей долга. В Тюменском районе (тоже далеко не бедный муниципалитет) многомиллионными долгами отличаются даже жители процветающих сел. Иных судебные приставы лишают уже входных и межкомнатных дверей. Энергосбытовая компания с лета пытается сократить 80-миллионный долг путем ареста имущества неплательщиков, а водоканал добивается выселения около сотни тюменцев из занимаемых ими жилищ. Совокупная задолженность потребителей ЖКУ зашкаливает за миллиард рублей. Для сравнения: плановые бюджетные траты областного центра, где проживает без малого половина населения региона, по разделу "Жилищное хозяйство" составляют 2,8 миллиарда рублей.
Заместитель губернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин не так давно назвал ориентировочные цифры оптимальных вложений в коммунальный комплекс. На модернизацию муниципальной инфраструктуры необходимо 33 миллиарда, на благоустройство дворов - 13, на капитальный ремонт многоквартирных домов - 29. Баснословные капиталы - бюджет и трети не осилит. Вахрин возлагает надежды на государственно-частное партнерство. Оно, в свою очередь, предполагает возврат средств инвесторам. А им без сокращения издержек и подчеркнуто честного ведения бизнеса с долгами не справиться.