Традиционная встреча директоров институтов истории стран СНГ проходила в Киеве на фоне Евромайдана. Шум оттуда как-то повлиял на обсуждение?
Александр Чубарьян: Нет. А, как вы выражаетесь, "шум" до нас доходил, как и до большинства тех, кто в это время находился в Киеве, через телевизор, потому что передвижение по городу было затруднено. Мне показалось даже символичным, что, когда за окном бушевали страсти, мы рассмотрели и приняли план совместных действий на ближайшие три года, в частности говорилось о завершении проекта "Власть и общество в ХIХ-XX веках в России и на Украине". Украинская сторона поставила вопрос о юбилее Тараса Шевченко. В следующем году будем отмечать его 200-летие. Сделаем научную конференцию на тему "Шевченко. Историческая эпоха, окружение, личность, влияние". Проведем ее в два этапа: в в Москве и в Киеве. Украинские коллеги попросили нас помочь с некоторыми документами. Дело в том, что материалы следственного дела Шевченко находятся в двух местах: в Киеве, а большая часть - в Москве. Российская часть почти не публиковалась. Я обещал поговорить в Росархиве.
А чем будете отмечать 70-летие Победы?
Александр Чубарьян: На совместной комиссии историков России и Украины мы решили, что продолжим совместную работу по изданию материалов о войне. Сейчас работаем над томом, который охватит 1942-1943 годы. К юбилею он будет издан. Директора институтов истории СНГ решили издать пособие для учителей истории по Великой Отечественой войне. Нам удалось прийти к единой формулировке по поводу того, в какой войне участвовали бывшие советские республики. Если помните, некоторые ведь настаивали: только во Второй мировой, а Великая Отечественная их не касалась. Решили говорить об "участии стран СНГ в ВОВ и во Второй мировой.
Один из самых сложных вопросов нового российского учебника истории - это вхождение территорий бывших советских республик в состав России. Его обсуждали?
Александр Чубарьян: Многие присутствующие согласились, что термину "колониальное господство" нужно искать какие-то другие определения, которые бы учитывали и то, что эти территории получили от вхождения. С одной стороны, были элементы централизации и угнетения. А с другой - развитие культуры, языка, экономики.