По словам чиновника, закон будет носить временный характер - его действие рассчитано до 2019 года. За это время, планируют власти, будет подготовлено достаточное количество отечественных пилотов квалификации "командир воздушного судна". Которых, в силу банальной нехватки кадров, пока будут заменять иностранцами.
Дефицит кадров, действительно, весьма и весьма велик. Еще в начале года Минтранс в специально подготовленном отчете указывал, что в отрасли существует нехватка 150-200 командиров и более 1000 человек прочего персонала.
Сейчас действительно происходит вымывание профессионалов из этой сферы, заметил председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. "Пилотов готовится у нас достаточно много, но при этом в нужном количестве стали готовить совсем недавно. Планы по подготовке с четким пониманием того, сколько нужно тех или иных летных специальностей тоже не так давно стали оформляться. Более того, было такое время, когда пилоты выпускались без должного объема часов налета", - объяснил он. Таким образом, считает Олег Смирнов, появился промежуток времени в 3-5 лет, в котором, учитывая время подготовки профессионального пилота, возник кадровый дефицит.
"Необходимо провести обучение или переобучение тех пилотов, которые уже есть, чтобы выяснить степень их компетенции, таким образом, тоже можно частично решить кадровый голод", - предложил эксперт в интервью "РГ".
Дефицит кадров одна из главных причин безопасности полетов, подчеркивает Олег Смирнов. "В результате начинается упрощение, искусственное ускорение обучения, в результате чего в кресло командиров воздушных судов приходят люди, которые не имеют достаточного летного опыта. Более того, в кресла командиров садятся те, кто в ускоренном порядке проходит переобучение из других летных специальностей", - напомнил он.
Квалификацию иностранных пилотов тоже необходимо проверять, считает Олег Смирнов. "Командиры кораблей - очень востребованные кадры, за которых держатся. Поэтому к нам могут попасть те, кто там, за границей, не подходит по тем или иным требованиям, является невостребованным".
Иностранных пилотов, кстати, предполагается нанимать в Казахстане и Белоруссии, поскольку их зарплаты намного меньше: в России старший летный состав получает 12-25 тысяч долларов в месяц против 5-6 тысяч в других странах Таможенного союза.
"У нас есть Таможенный союз. В положении о нем этот вопрос, кстати, уже решен - свободный обмен трудовыми ресурсами. Надо просто такую статью добавить в Воздушный кодекс", - резюмировал эксперт.