06.12.2013 15:20
Происшествия

Суд конфисковал ввезенную контрабандно неизвестную картину Брюллова

В Россию вернулась картина Карла Брюллова
Текст:  Владимир Богданов
Российская газета - Федеральный выпуск: №277 (6253)
Выборгский городской суд Ленинградской области поставил точку в уголовном деле, которое длилось 10 лет. Принято решение конфисковать контрабандно ввезенную в Россию ранее неизвестную картину знаменитого русского художника Карла Брюллова "Христос во гробе". И оставить ее на хранение в Государственном Русском музее.
Читать на сайте RG.RU

Подробности этого дела корреспонденту "РГ" рассказала старший помощник прокурора Ленинградской области по взаимодействию со СМИ Светлана Есенькова.

- В марте 2003 года гражданин Германии Александр Певзнер ввез в Россию принадлежащую ему картину Карла Брюллова "Христос во гробу", являющейся культурной ценностью. Декларировать ее он не стал. Как выяснило следствие, Певзнер договорился с сотрудниками таможенного поста "Светогорск" о перевозке картины без надлежащего оформления и контроля. Получив подложный экземпляр таможенной декларации, он беспрепятственно ввез картину. Уже в Санкт-Петербурге он был задержан оперативниками местного УФСБ. Уголовное дело возбудили по статье УК - контрабанда культурных ценностей. Санкция по ней до 7 лет лишения свободы и штраф в один миллион рублей, - сказала Есенькова.

На допросе Певзнер заявил, что собирался продать картину Брюллова, которую эксперты оценили в чуть более 9 миллионов рублей, Государственному Русскому музею за 400 тысяч долларов. Именно здесь хранится самое большое собрание Брюллова в мире. Полотно, которое, по словам Певзнера, он приобрел в антикварном магазине в Бельгии, было изъято и передано на ответственное хранение в этот музей.

Сначала коллекционер из ФРГ утверждал, что ввозил в Россию картину Брюллова только для того, чтобы в Русском музее получить экспертное заключение о том, что полотно принадлежит кисти Брюллова. По его словам, манера письма здесь абсолютно не типична для Брюллова и выполнена в технике транспарент - то есть, написана на тонком, просвечивающем материале и предназначена для установки в окно.

Певзнер уточнил, что впоследствии он планировал отреставрировать картину тоже в Русском музее, который якобы хотел приобрести у него полотно. По версии следствия, он договорился с родителями своей жены, которые являются гражданами России, чтобы они от своего имени официально оформили документы на передачу якобы принадлежащей им картины на временное хранение в Русский музей.

Позже следствие по уголовному делу приостановили, поскольку обвиняемый постоянно жил в Германии. Возобновили только недавно, когда Певзнер прилетел в Россию.

В суде защитник подсудимого и сам гражданин Германии заявили ходатайство о прекращении уголовного дела за истечением сроков давности уголовного преследования. А также попросили вернуть владельцу картину, являющуюся вещдоком.

Против прекращения уголовного преследования у государственного обвинителя возражений не было. Однако он ходатайствовал о конфискации картины Брюллова. Суд, с учетом позиции государственного обвинения, согласился прекратить уголовное дело за истечением сроков давности и конфисковал картину, оставив ее на хранении в Государственном Русском музее.

Досье "РГ"

По заключению экспертов, картина "Христос во гробе" была написана Брюлловым в 40-х годах XIX-го века для домовой церкви графа Адлерберга. А в 30-х годах XX-го века семья Адлербергов, эмигрировавшая из России, завещала картину православному приходу в Брюсселе. В апреле этого года в западных СМИ появилась информация, что ранее неизвестная картина Брюллова хранится в плохих условиях. Однако Русский музей опроверг эти утверждения и продемонстрировал картину журналистам, чтобы они сами могли в этом убедиться.

Суд Санкт-Петербург Северо-Запад