06.12.2013 00:10
Культура

Русский музей открыл ретроспективную выставку работ Казмира Малевича

В русском музее открылась выставка "Малевич. До и после квадрата"
Текст:  Елена Елагина
Российская газета - Федеральный выпуск: №276 (6252)
Фрукт - яблоко. Поэт - Пушкин. Это известно. А что скажет любой, назови ему имя Малевича? Конечно, "Черный квадрат".
Читать на сайте RG.RU
Работы Казимира Малевича

Русский музей, располагающий самой большой в мире коллекцией работ Казимира Малевича, решил бороться с этим стереотипом, для чего и открыл 5 декабря ретроспективную выставку, посвященную двум этапам творчества художника: до и после культового "Черного квадрата". Ведь прежде чем родить художественную идею супрематизма, Малевич попробовал всего. Прошел от импрессионистского пуантилизма через символизм, сезаннизм, кубизм и футуризм. Все эти ступени его творческого пути отражены в экспозиции, развернутой в левом крыле корпуса Бенуа. Как и все трансформации его супрематической идеи, перевернувшей представления о живописи: изображение сути вещей, а не их иллюзорной видимости. Не движущийся объект, а "само движение".

На выставке около 100 произведений 1906 - 1933 годов. По словам заместителя директора Русского музея по научной работе Евгении Петровой, музей ставил своей задачей показать логику пути художника на всех его этапах. В 1988 году Малевич был впервые возвращен зрителю после длительного перерыва, когда работы его лежали в запасниках, а имя его было скорее легендой. Теперь есть возможность глубже понять художника, находящегося в активном взаимодействии и с сегодняшним российским художественным процессом.

Экспозиция открывается и завершается автопортретами-иконами мастера: это эскиз для фресковой живописи (1907), в котором Малевич позволил себе недопустимую вольность, воплотив в своем образе облик Бога (это, безусловно, выходило за рамки принятых норм и было прямым кощунством, провокацией). Здесь же "Художник" (1933), созданный в традициях портрета эпохи Возрождения, - собственно, ренессансные идеи могущества человека владели художником еще при создании первого автопортрета: "Я - начало всего, ибо в сознании моем создаются миры. Я ищу Бога, я ищу в себе себя. Бог всевидящий, всезнающий, всесильный - будущее совершенство интуиции, как вселенского разума. Я ищу бога, ищу своего лика, я уже начертил его силуэт и стремлюсь воплотить себя".

Экспозиция дает представление о "раннем" Малевиче

Увы, сохранились немногие его ранние работы, основная их масса осталась после персональной выставки художника в Германии в 1927 году. Тем не менее нынешняя экспозиция дает представление о "раннем" Малевиче.

Кстати, не все знают, что знаменитый "Черный квадрат", обнуляющий живопись, впервые появился как декорация-занавес к опере "Победа над солнцем" и символизировал темную, негативную сторону солнца - его должны были, побеждая, разрывать в финале. По сути, выставка юбилейная, поскольку премьера этой авангардной постановки с первым появлением на публике "Черного квадрата" состоялась в конце 1913 года - 100 лет назад. Лишь через два года "Черный квадрат" появился на полотне, Малевич увлекся геометрическими фигурами-символами, выражающими соотношения Земли, Неба и Человека, - "Красный квадрат", "Белый квадрат", "Круг" и "Крест". Опере-мистерии, реконструированной Центром Стаса Намина, посвящен отдельный зал, где на большом экране демонстрируется видеозапись "Победы над солнцем", в окружении выполненных студентами Художественно-промышленной академия им. Штиглица фигур действующих лиц постановки.

Залы, относящиеся к 1920 - 1930 годам, представляют Малевича, возвращавшегося к фигуративности. Но и здесь нет натуроподобия, бесплотность супрематизма 1910-х выражена по-новому, и многие фигуры даны опять же как формула человека - без лиц. Образ крестьянина кочует из полотна в полотно - художник по-своему отзывался на драму российского крестьянства. Впрочем, его крестьяне одновременно те же футуристические будетляне из "Победы над солнцем", только без буффонады и гротеска... Внимательному зрителю выставка явно дает и возможность для сопоставлений, и ощущение единого потока истории российского искусства, в котором авангард начала ХХ века занял свое достойное место.

Живопись Санкт-Петербург Северо-Запад