Напомним, что 23 ноября Минобороны КНР проинформировало всех, что в Восточно-Китайском море оно вводит зону опознавания противовоздушной обороны (ПВО). Эта зона прилегает к воздушному пространству КНР и создана для обеспечения более эффективного прикрытия воздушных границ Поднебесной. Это не означает распространение суверенитета КНР на эту часть, но Китай теперь требует, чтобы самолеты всех государств до входа в зону уведомляли об этом власти КНР. В противном случае на перехват будут подниматься истребители. В худшем случае, как пообещали китайские генералы в интервью местным СМИ, они могут начать сбивать тех, кто не будет их слушать. Тем не менее США, Япония и Южная Корея заявили, что не признают китайскую зону. Корейцев не устраивает то, что в нее входит пространство над подводной скалой Иодо, где стоит корейская метеостанция.
Как сообщили практически одновременно основные южнокорейские издания со ссылкой на анонимные источники в правительстве страны, официально о расширении зоны опознавания ПВО Кореи будет заявлено завтра - 8 декабря. В нее будет включено воздушное пространство над подводной скалой Иодо, что на юго-западе, а также над островами Хондо и Марадо.
Сеул по этому вопросу повел себя весьма непоследовательно. Сразу же после заявления КНР Корея предупредила, что расширит и свою зону ПВО KADIZ. Но затем буквально в последний момент корейское правительство отложило эти планы. Скорее всего на это повлияла позиция США, которые, по слухам, несколько настороженно отнеслись к корейских союзников. Дело в том, что пространство над Иодо вошло не только в новую китайскую зону, но уже находилось и зоне опознавания ПВО Японии. Корейцы же своим расширением сделали бы ситуацию запутаннее. Для решения всех проблем и проведения переговоров с Японией, КНР и Кореей в регион вылетел вице-президент США Джо Байден. Его-то, судя по всему, и решили послушать в Сеуле.
Несмотря на достаточно туманные и обтекаемые заявления, сделанные Байденом по итогам встречи с президентом Южной Кореи Пак Кын Хе, Сеул все же добился поддержки Вашингтона по вопросу о расширении своей зоны ПВО. "Мы делаем ставку на альянс с Южной Кореей… Мы с корейским правительством стоим на одних позициях", - так определил итоги консультаций американский вице-президент. Госдеп США отметил, что свою официальную позицию по новой зоне опознавания ПВО Южной Кореи он озвучит после официального заявления Сеула.
А затем уже появились сообщения о грядущем официальном заявлении Сеула. Как считают эксперты, Соединенные Штаты все же решили поддержать корейцев и согласиться на включение и Иодо в границы новой зоны несмотря на то, что она "накладывается" на аналогичную японскую зону. По всей видимости, Вашингтон, как считают корейские эксперты, ради сдерживания Китая намерен в чем-то уступить Корее. Впрочем официальные представители Южной Кореи опровергли выводы о том, что итоги корейской-американской встречи нацелены против Пекина.
Справка "РГ"
Иодо является подводной скалой в Восточно-Китайском море. Самая высокая точка скалы находится ниже уровня моря на 4,6 метра. Иодо расположен в 149 км от южнокорейского острова Марадо, в 247 км от ближайшего китайского и 276 км от самого близкого острова Японии. Акватория данного района входит в эксклюзивные экономические зоны Южной Кореи и КНР, но разграничения территорий здесь до сих пор произведено не было. На особые права в этом участке претендуют как Сеул, так и Пекин. В 2003 году несмотря на протесты КНР Корея построили с опорой на скалу автоматическую исследовательскую морскую и метеорологическую станцию. Воздушное пространство над Иодо входит в зону опознавания ПВО Китая и Японии.