Однако суровая зима, кажется, не остудила пыл сторонников евроинтеграции. Во всяком случае, их круглосуточное дежурство на площади у памятника Шевченко не прерывалось даже тогда, когда ураганный ветер едва не снес палаточный лагерь. Причем, заметьте, согреваться здесь напитками крепче чая запрещено. За дисциплиной зорко следят молодые люди в камуфляже из числа добровольцев. А вот официальных стражей порядка, облаченных в форму, нигде не видно.
На сцене ораторы сменяют один другого, однако речи в основном похожи: даешь свободу, долой антинародный режим, будем стоять до конца!
- А до конца это сколько? - спросил я лидера областной "Батькивщины", народного депутата Украины Романа Илыка. Он только что спустился с трибуны, откуда пламенно призывал львовян не верить в те пряники, которыми Москва якобы заманивает Украину в Таможенный союз.
- Мирные протесты должны продолжаться до нашей полной победы, - охотно объяснил депутат. - От митингов мы перейдем к пикетированию всех государственных учреждений. И когда однажды страна полностью встанет, тогда Янукович будет вынужден капитулировать.
Далее этот политик доходчиво объяснил мне, отчего нельзя верить России ("обязательно обманет"), что не следует бояться раскола Украины ("донецкие шахтеры уже поддерживают майдан") и какие выгоды сулит им ассоциация с Европой. Тут мы слегка поспорили, потому что я напомнил депутату о нелегкой судьбе некоторых других стран, оказавшихся у Европы в положении батраков. Но г-н Илык с жаром принялся мне доказывать, что главное для него и для его избирателей - это свобода и европейские ценности. По его мнению, войдя в дружную европейскую семью, Украина тут же избавится от таких гнусных пороков, как коррупция, неправедные суды, нечестные выборы, словом, вздохнет свободно и заживет счастливо.
Еще он проявил удивительную осведомленность по поводу деталей пятничной встречи президентов Путина и Януковича в Сочи, поведав мне, что наряду с другими договоренностями Украина будто бы согласилась отдать России в аренду на пятьдесят лет три миллиона гектаров своих лучших земель. Не знаю, так ли это, но на майдане подобные слухи понятным образом возбуждают толпу. Все-таки удобно иметь постоянного врага в лице Москвы. Хотя, сказать по правде, лично я за то время, что провел в гуще революционных масс, никакой неприязни к России и русским не почувствовал. Напротив, распознав во мне "москаля", люди приветливо улыбались, а некоторые даже просили сфотографироваться вместе. Так, словно бы они уже уезжали в счастливое европейское счастье, а я оставался на перроне.
Не знаю, может быть, все экстремисты подались в Киев, на майдан Незалежности? Кстати, запись добровольцев для таких поездок здесь ведется круглосуточно. И автобусы отправляются регулярно. Председатель Львовского облсовета Петр Колодий сказал мне, что их область уже делегировала в столицу не менее пятидесяти тысяч человек. Если же учесть наличие и других западных областей, то можно себе представить ядро контингента киевского майдана.
В самом же Львове протестные акции скорее представляют собой смесь студенческой тусовки, политического митинга, рок-концерта и церковного молебна. Пока обходилось без фанатизма. Хотя иной раз нотки агрессии проскальзывают. Например, в воскресенье в два часа дня истекает срок ультиматума, выдвинутого местными активистами представителям Партии регионов. Условие таково: если партийцы не заявят о своем выходе из ПР, то будет объявлен бойкот всем товарам и торговым маркам, которые им принадлежат.
По мнению многих моих собеседников, вопрос о евроинтеграции для западных областей носит скорее риторический характер, потому что десятки, если не сотни, тысяч местных жителей уже давно уехали в Европу на заработки, то есть вполне успешно интегрировались. А коли границы станут еще прозрачнее, то уедут и многие другие.
Если же чуть отойти от львовского проспекта Свободы, то в городе больше ничего не напомнит вам о революционных страстях. Слухи про всеобщую забастовку, которой якобы охвачены все западные области Украины, оказались сильно преувеличенными. Да, студенты прекратили свои занятия и целиком посвятили себя борьбе. Что же касается предприятий, то поскольку их тут давно нет, то и бастовать некому. Кафе, рестораны и прочие злачные места работают в обычном режиме. На площадях монтируют новогодние ярмарочные городки, готовятся к установке елок, открывают катки.
Перед тем как передать этот репортаж в газету, я вновь, одевшись потеплее, заглянул на проспект Свободы. Там все как прежде. Только толпа по случаю воскресенья гораздо гуще: на призыв активистов выразить свой протест теперь откликнулись несколько тысяч человек. Ораторы призывают ехать в Киев и шлют проклятья Януковичу. Самый популярный скандеж здесь такой: "Слава Украине - героям слава". После выступления рок-группы на сцену выходит священнослужитель в рясе. Зычно басит в микрофон: "Слава Иисусу Христу".
Кто бы спорил...