Правительство Южной Кореи заявило, что не разрешит продажу части акций судостроительного концерна DSME (Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering ) российскому консорциуму во главе с компаний "Роснефть". В качестве причины для отказа названа возможность утечки за рубеж оборонных технологий и информации. На верфях DSME строится значительное количество военных кораблей и подводных лодок Южной Кореи. Вместе с тем, по словам экспертов, это не должно повлиять на другие проекты сотрудничества России с концерном DSME, который является второй крупнейшей в мире судостроительной компанией.
Напомним, что некоторое время назад появилась информация о том, что "Роснефть" проявляет интерес к приобретению более 30 % акций южнокорейского судостроительного концерна "Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering". Для этого "Роснефть" собиралась создать консорциум из российских компаний, куда бы вошли также "Газпромбанк" и "Совкомфлот". Россияне собирались приобрести долю, которая принадлежит в пакете акций DSME корейскому банку KDB (Korea Development Bank), который на тот момент обладал 31,5 % акций судостроительного концерна. Корейская судостроительная компания переживает не самые лучшие в финансовом плане времена. Однако DSME входит в состав компаний оборонно-промышленного комплекса. Согласно корейским законам, для продажи более 10 % акций таких компаний иностранным покупателям необходимо специальное разрешение правительства Южной Кореи.
Судя по всему, в Сеуле в итоге возобладали голоса тех, кто опасался, что "чувствительные" оборонные технологии DSME могут "утечь" за рубеж. Как сообщили 10 декабря корейские СМИ, ссылаясь на слова источников в финансовом секторе, правительство Южной Кореи решило, что DSME должно находиться под управлением исключительно корейских инвесторов, запретив тем самым продажу акций "Роснефти" и другим вошедшим в консорциум российским компаниям.
Эту информацию подтвердили многочисленные источники и в правительстве Южной Кореи. "Россияне больше не связывались с нами по поводу возможного приобретения пакета акций в DSME, - цитируют местные издания слова неназванного представителя правительства. - У нас нет абсолютно никаких планов продавать иностранцам акции такой важной компании оборонно-промышленного комплекса, которой является DSME", - подчеркнул чиновник.
Это сообщение спровоцировало снижение биржевый котировок DSME. Под влиянием поступившей информации акции концерна на корейской бирже упали к середине дня 10 декабря на 0,29 %.
По мнению местных экспертов, россиян очень заинтересовал судостроительный концерн "Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering", так как он является второй после "Хендэ Хэви Индастриз" крупнейшей в мире судостроительной компанией, обладает ключевыми технологиями отрасли, а также весьма успешно работает в том числе и в сфере экспорта военных кораблей и подлодок.
Местные эксперты отмечают, что фактический запрет правительства Южной Кореи на продажу крупного пакета акций россиянам не означает сворачивание других проектов двустороннего сотрудничества в сфере судостроения. DSME по-прежнему будет партнером России по созданию во Владивостоке крупной верфи, на которой собираются строить танкеры для перевозки сжиженного газа.
Корейские экономисты между тем выражают обеспокоенность по поводу дальнейшей судьбы DSME. Дело в том, что концерн имеет серьезные финансовые проблемы, а местные инвесторы пока не готовы крупно вкладываться в компанию. Кроме того, мировая судостроительная отрасль сейчас переживает спад.
В 2008 г. корейская группа "Ханхва" заявила о готовности инвестировать почти 6 миллиардов долларов в DSME, однако начавшийся затем международный финансово-экономический кризис заставил в январе 2009 г. потенциальных инвесторов отказаться от своих планов по спасению судостроительной компании. Потом к DSME "присматривались" также крупные корейские компании POSCO и GS, но и они в конце концов решили не рисковать. Продавать акции иностранцам, как видно из действий правительства Кореи, Сеул боится по соображениям безопасности.