Утром во вторник центральные станции киевского метро "Крещатик", "Площадь Независимости", "Театральная" работали с перебоями - трижды за минувшие сутки их закрывали из-за анонимных сообщений о минировании и столько же раз открывали. В паузах спецподразделения милиции и внутренние войска заняли подземные переходы и вестибюли подземки, и всем посетителям центра Киева приходится проходить сквозь строй милиционеров, сменивших уличных музыкантов и "тусующихся" студентов.
"Куда спешим? - Домой, за женой соскучился. - Вернетесь? - Если дорогу оплатят. - А если не оплатят? - Объявлю независимость", - такой диалог на украинском языке состоялся у корреспондента "РГ" с мужчиной, спускавшимся в подземку, среди сотен других "майданарбетеров" из западных областей, поддерживающих затухающее пламя очередной украинской "революции".
Утром во вторник площадь Независимости, или ставший именем нарицательным майдан походил больше на пионерский лагерь перед закрытием смены - люди паковали вещи и поодиночке пытались просочиться через кордоны "Беркута", контролирующие все входы и выходы. Ситуация полностью изменилась в течение суток: спецподразделения МВД и внутренние войска, получив подкрепление из регионов и дождавшись наступления темноты, стали активно вытеснять митингующих из условного "правительственного квартала". "Беркут" строился в плотное каре и, выставив вперед щиты, метр за метром отодвигал митингующих с занятых ими позиций - перекрестков улиц Институтской, Грушевского, Банковой, Шелковичной и Липской. Процесс походил на соревнования по перетягиванию каната, только наоборот - кто кого вытолкает. Вполне предсказуемо победил "Беркут". Рассеянным митингующим, роящимся вокруг сотрудников государственной спасательной службы, растаскивающих их баррикады, оставалось только растерянно вменять им "антиукраинскость". Но физически помешать ликвидации баррикад в присутствии "Беркута" никто не решался, включая депутатов Рады от оппозиции Виталия Кличко и Олега Тягнибока, безрезультатно бравировавших своими удостоверениями и статусом перед командирами ОМОНа. После полуночи все митингующие по команде отошли к майдану.
Итог "зачистки" таков: милиция полностью контролирует правительственный квартал, включая здания кабмина, Нацбанка, Верховной рады и администрации президента, где во вторник начался полноценный рабочий день. Также полностью разобраны баррикады на улицах, ведущих к майдану, включая Крещатик: там сейчас, начиная от перекрестка знаменитой улицы Прорезной, стоят кордоны "Беркута", охотно выпускающих людей из периметра, но впускающих только тех, у кого есть журналистское или депутатское удостоверение. Кроме того, милицией блокированы входы в захваченные митингующими здания мэрии и Дома профсоюзов, где сконцентрировались боевики партии "Свобода" и других ультраправых группировок.
Желающие могут беспрепятственно покинуть свое убежище, для остальных действует уже просроченное решение судов об освобождении административных зданий. Но применять силу милиция не спешит. Также закрыт проезд автотранспорта на майдан - машины с дровами, палатками и прочим разворачивают на его подступах.
Пресс-секретарь премьера Виталий Лукьяненко сообщил, что правительство работает в штатном режиме. "Мы наверстываем то, что нам не удалось сделать в дни, когда интенсивность нашей работы была снижена", - передал Лукьяненко слова премьера.
Внутри оставшегося "периметра революции" оставалось несколько сотен митингующих, в основном, и это заметно, из западных областей. Киевляне, похоже, отказали майдану в доверии. Причина, судя по сообщениям в социальных сетях, единственная - горожан возмутил снос памятника Ленину. Не сказать, чтобы жители украинской столицы сильно любили вождя революции, объяснение куда проще: "Не вы, львовяне, ставили, не вам и сносить".