В одном из интервью "РГ" председатель комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев рассказал, что самая частая просьба депутатам Госдумы в глубинке: "Подарите баян!". Сельские дома культуры, музыкальные школы, дома творчества влачат жалкое существование. В спортивных школах не хватает спортинвентаря, залы давно не ремонтированы. Педагоги дополнительного образования, в отличие от своих коллег в школах, получают копейки, а работают ничуть не меньше, приходя домой затемно. Ведь нагрузка у них приходится на вторую половину дня и занятия иногда идут до 7-8 часов вечера. Неудивительно, что хорошие кадры уходят. Навести порядок в этой сфере трудно: все учреждения допобразования принадлежат разным ведомствам и подчиняются, как правило, регионам. Если в местных бюджетах есть деньги - дом творчества или музыкальная школа финансируются. Если нет - получают крохи.
Согласно проекту межведомственной программы, все учреждения допобразования должны получать госзаказ и развивать государственно-частное партнерство. Программа говорит о необходимости многоканального финансирования домов творчества, музыкальных и спортивных школ и вариативности моделей управления. В проекте прямо сказано, что административные барьеры, которые мешают развитию системы допобразования, должны быть устранены.
Итак, что именно будет сделано?
С 2013 по 2015, на первом этапе будут разработаны нормативы финансирования, по которым потом можно высчитать сумму господдержки. Кроме того, будут определены федеральные требования к программам допобразования, а руководители и педагоги пройдут аттестацию. На этом же этапе должны появиться экспериментальные учреждения допобразования. В том числе - при обычных школах. В регионах и на федеральном уровне будут созданы сетевые ресурсные центры.
На втором этапе, с 2016 по 2018 годы будут опробованы новые формы и методы обучения, появятся музеи науки и техники, детские филармонии и театры.
На третьем этапе, к 2020 году, ожидается, что в кружках и секциях будут заниматься до 75 процентов детей. Завершится собор данных мониторинга о востребованности программ, анализ статистических данных, апробация новых методов контроля и учета работы учреждений дополнительного образования.
Что нового появится в системе дополнительного образования в России?
- будут разработаны федеральные требования к программам допобразования
- появятся новые санпины
- появятся разные уровни освоения программ допобразования
- будут определены нормативы нагрузки на педагогов
- будет сделан расчет стоимости услуг или работ для сферы допобразования