- Какие законы, принятые в этом году, наиболее важны для бизнеса?
- Наиболее важны, конечно, законы, которые связаны с проблемой взаимоотношения бизнеса и государства. Это главным образом проблемы малого и среднего бизнеса, которые возникли из-за того, что за несколько последних лет налоговая нагрузка стала для них непосильным бременем. В итоге малый бизнес оказался неконкурентоспособным как по отношению к более крупному бизнесу внутри страны, так и на внешних рынках, что связано с вхождением России в ВТО. Поэтому последние шаги, предпринимаемые законодательной и исполнительной властями, направлены на поиск выхода из этой ситуации. К таким шагам в первую очередь относится закон о дифференциации страховых взносов, который дал возможность различным предприятиям малого и среднего бизнеса платить страховые взносы с учетом размера их бизнеса. В первую очередь это коснулось индивидуальных предпринимателей, которые в большей степени пострадали от единой шкалы страховых взносов. Благодаря этому закону удалось вернуть в бизнес часть индивидуальных предпринимателей, которые из него вышли, и облегчить налоговое бремя тем, кто оставался.
К числу законов наиболее важных для бизнеса можно отнести закон, упростивший так называемую систему малой приватизации, в котором для предприятий малого и среднего бизнеса был прописан специальный порядок льготного выкупа и аренды помещений. На самом деле регионам и до этого были даны права самим устанавливать те или иные льготные ставки по аренде, давать возможность льготного выкупа, но они этим никогда не пользовались, потому что им это было невыгодно. Сейчас, когда льготы прописаны в рамках федерального закона, ситуация изменилась в лучшую сторону.
Законодательно установлена нижняя граница закупок товаров у субъектов малого и среднего бизнеса. Сейчас она определена в размере 15%. Это обязательное условие при выполнении госзаказа. Раньше было все наоборот, было ограничение - у предприятий малого и среднего бизнеса нельзя было закупать более 25% госзаказа. С точки зрения выживаемости предприятий малого и среднего бизнеса это, наверное, главный закон из тех, которые я перечислил, потому что это единственная возможность участвовать в конкурентной борьбе на внутреннем рынке. Льготное участие в тендерах дает малым и средним предприятиям возможность быть конкурентоспособными в 70% отраслей, где осуществляются госзакупки.
- На полную мощность заработал институт уполномоченных по защите прав предпринимателей.
- Это очень важный момент. Он был создан еще в конце прошлого года, но возможность работать в полную силу получил только после того, как был принят специальный закон. Мы дали омбудсмену механизм, который позволяет ему сегодня активно защищать права предпринимателей. Мы неоднократно собирались и на площадке уполномоченного, и на других площадках, где высказывались и обсуждались претензии предпринимателей малого и среднего бизнеса, тех, кого омбудсмен в наибольшей степени защищает. Предприниматели верят в то, что он может им помочь, и не зря: большое количество дел, связанных с дискриминацией предпринимательского сообщества и конкретных компаний, уже выиграны с участием бизнес-омбудсмена. Конечно, ситуация не совсем здоровая, когда государство взаимодействует с бизнесом с помощью посредника, промежуточного звена, но уже хорошо, что государство прислушивается к чаяниям бизнес-сообщества и бизнес-омбудсмен сегодня играет значительную роль в улучшении как инвестиционного, так и бизнес-климата в целом.
Нельзя не упомянуть глобальный закон о федеральной контрактной системе. Он не прямо относится к бизнесу, но если госзакупки были у нас, мягко говоря, не совсем прозрачными, то участие негосударственных и не аффилированных с ними компаний было затруднено. Так вот закон о федеральной контрактной системе, на мой взгляд, в корне изменит ситуацию с госзакупками, кои составляют сегодня одно из значительных направлений ведения бизнеса в России, поскольку дают возможность большинству компаний нормально существовать. В целом Федеральный закон N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в широком понимании может стать эффективным инструментом повышения конкурентоспособности и развития национальной экономики.
Сейчас много идет разговоров о том, что надо формировать инновационную экономику. В новом законе очень четко прописаны механизмы, которые будут заставлять крупные государственные компании не просто выделять средства, а закупать инновационные продукты.
- Некоторые важные для бизнеса законопроекты зависли в Госдуме. В частности, закон о ГЧП. Какова их судьба?
- История с законом о ГЧП длится уже на протяжении трех созывов. За это время в законопроект было внесено много изменений. Сегодня он в том виде, в котором прописан группой депутатов, в очередной раз не нашел поддержки ни в минэкономразвития, ни в минфине. Сейчас он дорабатывается. Наверное, не очень хорошо, что у нас есть такая практика, когда на каждую последующую сессию выносятся приоритетные законопроекты, то есть те, которые государство считает наиболее важными, которые надо принять в первую очередь. Закон о ГЧП в приоритетах пока не значится. Во многом это связано с тем, что как раз ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" снял часть проблем, связанных с ГЧП. Тем не менее закон о ГЧП нужно принимать как можно быстрее, а он уже больше полугода дорабатывается ко второму чтению. Насколько я знаю, поступило очень много поправок, в том числе от правительства, и я не уверен, что мы успеем его рассмотреть до окончания осенней сессии. Основная проблема в том, что мы упираемся в нашу обычную ситуацию, когда вектор законодательной инициативы смещен в сторону исполнительной власти. Даже правильные депутатские инициативы для того, чтобы они были услышаны и приняты как можно раньше, должны пройти через горнило позиции правительства. Поэтому вопрос надо больше адресовать исполнительной власти.
- В Госдуме создана Межфракционная рабочая группа по защите прав предпринимателей. Как вы взаимодействуете с омбудсменом и что вам уже удалось сделать?
- Начнем с того, что мы достаточно долго создавали эту межфракционную группу, поскольку это не очень приветствуется в стенах Госдумы. Считается, что все, что связано с взаимодействием между фракциями, косвенно может отразиться на политической ситуации. Изначально межфракционная группа создавалась в более узком формате. Это касалось проведения в жизнь через законодательные инициативы принципов новой индустриализации, которые были прописаны "Деловой Россией" и затем попали в программу президента страны. Но в связи с тем, что появился институт уполномоченного по защите прав предпринимателей, мы решили расширить спектр законопроектов, которыми должна заниматься межфракционная рабочая группа. Она будет законодательно поддерживать инициативы, которые связаны с защитой наших предпринимателей в России и за рубежом. Мы уже внесли несколько законопроектов. Это инициатива о страховании вкладов индивидуальных предпринимателей, которая не находит поддержки минфина. Это важная инициатива с учетом того, что индивидуальные предприниматели находятся пока еще на грани вымирания. Страхование вкладов - это немаловажный фактор для них.
Много разговоров велось об отечественном виноделии, поскольку это вопрос не столько виноделия, сколько развития сельского хозяйства в целом и малого и среднего предпринимательства в частности. Сначала активно обсуждалась идея создания отдельного закона о вине, но мы поняли, что пока наше законодательство к этому не готово. Поэтому разработали пакет поправок в закон N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Мы предлагаем отделить выращивание винограда от производства вина, сделать легитимными наши мелкие винодельческие хозяйства - так называемое "гаражное виноделие", или "фермерское". Мы прописали много технических новаций, связанных с виноделием, и в первую очередь это было сделано для того, чтобы дать преференции отечественному виноделию. Сейчас мы ждем отзыв правительства на наш законопроект.
Кроме этого, мы внесли законопроект, который дает возможность существовать маломерным судам. Он, может, не очень значимый и мало кто о нем слышал, но, как оказалось, очень большое число владельцев маломерных судов пострадало из-за непомерной финансовой нагрузки. Изменения, которые мы вносим в законодательство, облегчат жизнь этим предпринимателям.
- Вы не только принимаете и рассматриваете законодательные инициативы, но и анализируете акты правительства, ущемляющие права бизнеса или ухудшающие бизнес-климат. Расскажите об этой работе.
- Вот последние два случая. Это решение Федеральной таможенной службы об отмене так называемых ТИРов - книжек международных дорожных перевозок. Волевым решением они заменились на банковские гарантии, которые очень дорогостоящие. К тому же их получение - долгая процедура, а когда мы говорим о таможенной очистке, то тут вопрос скорости очень важен. Все предприятия, так или иначе связанные с таможенным оформлением грузов и с таможенной очисткой, просто умоляли не делать этого. Мы это активно обсуждали в межфракционной группе и обратились в различные инстанции. На основе технических документов, которые мы подготовили, вышло решение судебной инстанции. Суд отменил неправомерное решение. Однако, насколько я знаю, ФТС вновь выступила с запретом книжек международных дорожных перевозок.
Второй случай - это поправки к четвертому антимонопольному пакету, которые вызвали тоже массу нареканий бизнес-сообщества. Наши эксперты признали поправки абсолютно нецелесообразными. Мы обратились к руководителям фракций с просьбой не принимать данные поправки. В качестве альтернативы мы предложили ФАС внести отдельный законопроект, который будет рассмотрен в профильном комитете, и мы уже будем принимать по нему решение. Решение о том, в каком виде правительство будет вносить данные поправки, пока так и не принято.