Как подчеркнул Рауф Яббаров, в ведении НАИОДО будет не дорожное строительство вообще, а лишь те проекты, где есть частная инвестиционная составляющая. То есть ГЧП-проекты. И где возведенные объекты будут эксплуатироваться на платной основе. "Современный рынок инвестиций в дорожную инфраструктуру довольно узок и специфичен, - сообщил он "РБГ", - и нам предстоит его расширить. Одна из основных задач - привлечь к этому процессу именно строительные компании. Пока они в основном работают по государственному или муниципальному заказу. Но строительный рынок цикличен и находится в прямой зависимости от экономической ситуации в стране и в мире. Участие в инфраструктурных проектах в качестве соинвестора обеспечит строительным компаниям длительные контракты, новые рабочие места, возможность прогнозировать деятельность на многие годы вперед". Одновременно, благодаря возможному притоку частных инвестиций, снизится нагрузка на бюджет, и высвобожденные средства могут пойти на другие благие дела - то же строительство федеральных дорог общего пользования...
Что касается операторов дорожной отрасли, то общее их количество в стране можно пересчитать по пальцам. Консолидация специалистов этого сегмента призвана выработать разумную тарифную политику в каждом регионе и обеспечить здоровую конкуренцию. Как считает зампредседателя правления ГК "Автодор" по инвестиционной политике и корпоративному развитию Александр Носов, стоимость проезда по платным объектам инфраструктуры должна быть доступной как минимум 70% общего числа пользователей автодорог в России.
О том, как важно здесь не "перегнуть палку", свидетельствует небольшая популярность действующего платного участка Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. По отзывам на различных интернет-форумах, автомобилисты считают, что 30 рублей (для легковушки) за проезд нескольких километров "с ветерком" - слишком дорого. Ночью, правда, тариф падает до 10 рублей, но по ночам можно и по бесплатным дорогам проехать без пробок.
Кстати, на днях питерский комитет по инвестициям подписал соглашение с новым оператором южного участка ЗСД - "Оператором скоростных автомагистралей - Север". Правда, стоимость проезда пока не изменилась...
Помимо строителей и операторов, в НАИОДО предполагается участие компаний других профилей - страховщиков, финансовых организаций, проектировщиков, консультантов, создателей интеллектуальных транспортных систем. Кстати, развитие сети платных автодорог (к 2020 году их должно быть в РФ около 4 тыс. км, а к 2030-му - 12 тыс.) стимулирует деятельность малого и среднего бизнеса. После того как будет проложена собственно магистраль, МСП смогут принять участие в обустройстве прилегающей инфраструктуры - возводить кафе, автостоянки, мотели и др.