10.12.2013 00:44
Экономика

Госдума поменяет порядок аккредитации иностранных юрлиц

Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №48 (926)
Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении проект поправок в законодательные акты, регулирующие статус иностранных юридических лиц в России. В первую очередь это касается, конечно, иностранных компаний, которые ведут бизнес в нашей стране. Поправки предусматривают закрепление за правительством РФ полномочий по определению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на аккредитацию филиалов и представительств иностранных юрлиц на территории РФ.
Читать на сайте RG.RU

Минфином совместно с заинтересованными федеральными органами власти признано целесообразным закрепить эту функцию за ФНС, которая будет аккредитовывать все филиалы и представительства иностранных юридических лиц, за исключением служб и компаний, работающих в области гражданской авиации, и иностранных кредитных организаций.

Аккредитация служб и компаний, осуществляющих свою деятельность в области гражданской авиации на нашей территории будет осуществляться органом, который управляет в сфере воздушного транспорта. Аккредитацию иностранных кредитных организаций будет проводить ЦБ.

Регистрация иностранного представительства на территории России необходима для наделения иностранного юрлица правами территориальной структуры. В первую очередь процедура проводится в интересах иностранного юридического лица для развития бизнеса и международного сотрудничества. В свою очередь, РФ при помощи легальной регистрации иностранного представительства получает возможность осуществлять госнадзор и контроль над деятельностью иностранных юридических лиц на своей территории.

Документ должен упростить процедуру аккредитации и сделать ее более доступной для иностранных компаний. Идея того, что после принятия законопроекта можно будет подавать документы на аккредитацию в регионах, а не только через Москву, выглядит весьма привлекательной. Однако, по мнению эксперта юридической компании "Приоритет" Анны Махнорыловой, законопроект вызывает много практических вопросов.

"Возьмем, например, очевидный плюс как принцип "одного окна", - говорит А. Махнорылова. - Законопроект обещает, что в течение 20 рабочих дней решение об аккредитации/отказе в аккредитации будет обязательно принято, и далее в течение 5 рабочих дней с момента аккредитации выдается документ, подтверждающий данный факт. Таким образом, максимальный срок аккредитации при принятии положительного решения будет составлять 25 рабочих дней. При этом не совсем понятно - будет ли происходить постановка на налоговый учет одновременно с процессом регистрации или же последовательно. Последний вариант, как мы понимаем, увеличивает совокупный срок".

Сегодня же аккредитация в Государственной регистрационной палате (ГРП) при минюсте составляет 18 рабочих дней, при этом, оплатив дополнительный аккредитационный сбор, можно сократить этот срок до 5 рабочих дней. Далее - обратиться в налоговый орган для постановки обособленного подразделения на учет, что занимает также 5 рабочих дней. Получаем общие сроки по аккредитации и постановке на налоговый учет - 23 рабочих дня, а в ускоренном порядке - 10 рабочих дней; что меньше установленных законопроектом.

Эксперт полагает, что необходимо одновременно с самим законопроектом рассматривать вопрос размеров государственных пошлин при аккредитации филиалов и представительств. Сейчас Налоговый кодекс предусматривает госпошлину только за аккредитацию филиала - 120 тыс. рублей. Будет ли размер пошлины изменен, неясно. Тем не менее это очень щекотливый финансовый момент. Сегодня при наличии некоторых замечаний к документам процедуру аккредитации ГРП приостанавливает и выдает рекомендации для их исправления в письменном виде. Законопроект не предусматривает возможность такой процедуры. По его логике, если документы не соответствуют форме, формату и требованиям, то принимается решение об отказе. Практика регистрации юрлиц показывает, что госпошлина при этом не возвращается. Таким образом, неправильно заполненная форма заявления на аккредитацию филиала (сейчас это заявление имеет свободную форму, утверждена только форма заявления на постановку на учет в налоговой инспекции) при текущих размерах госпошлины, может стоить иностранной компании 120 тыс. руб. Такой подход не только не упрощает процедуру аккредитации, а, наоборот, усложняет и финансово демотивирует приход на российский рынок иностранных инвестиций.

По словам управляющего партнера Юридического бюро "Падва и Эпштейн" Семена Эпштейна, сейчас выбор уполномоченного органа, осуществляющего аккредитацию представительств и филиалов иностранных компаний в России, зависит от статуса иностранной компании и аккредитуемого органа (филиал или представительство) и осуществляется ГРП при минюсте (и филиал, и представительство) или Торгово-промышленной палатой РФ (только представительство). Порядки и сроки аккредитации в ГРП очень сходны с предлагаемыми в законопроекте. При этом, помимо аккредитации, осуществляется постановка обособленных подразделений иностранных организаций на налоговый учет. Причем филиалы иностранных коммерческих организаций обязаны самостоятельно подать заявление о постановке на учет и предоставить в налоговый орган еще один комплект документов.

"Полагаем, что порядок регистрации не усложнится, а станет немного проще. Передача функций по аккредитации налоговым органам должна способствовать уменьшению объема документооборота, что упростит для иностранных коммерческих организаций процедуры, необходимые для начала работы в России", - считает юрист. Вместе с тем, по его мнению, не ясным из информации о проекте закона остаются вопросы о сохранении порядка аккредитации сотрудников-иностранцев, упрощенных процедур оформления для них виз и приглашений. В целях повышения привлекательности России для иностранных инвесторов этот вопрос целесообразно урегулировать при принятии закона.

Бизнес Госдума