13.12.2013 00:30
В мире

В США вышла книга-исследование о знаменитых политиках братьях Даллесах

Как директор ЦРУ и госсекретарь США по-братски боролись с СССР
Текст:  Александр Гасюк
Российская газета - Столичный выпуск: №282 (6258)
В США вышла книга-исследование о братьях Даллесах, сконцентрировавших в 1950-x годах в своих руках всю мощь американской внешней политики.
Читать на сайте RG.RU

Некоторые исследователи в России еще с начала 1990-х годов приписывают директору ЦРУ Аллену Даллесу создание и воплощение в жизнь так называемого "плана Даллеса", который заключался в ослаблении и уничтожении СССР через скрытое разложение моральных основ и устоев советского общества. Его старший брат - Джон Фостер Даллес, именем которого назван крупнейший вашингтонский международный аэропорт, занимал пост госсекретаря США при администрации президента Эйзенхауэра и "прославился" непримиримым подходом к СССР, а также поддержкой госпереворотов в Иране, Гватемале, Конго и других странах. При этом, как следует из новой биографии Даллесов, тесно связанные с Уолл-стрит высокопоставленные братья, весьма экстравагантно понимали национальные интересы США и, прежде всего, активно продвигали интересы крупнейших корпораций США.

"Российская газета" побеседовала с автором книги "Братья: Джон Фостер Даллес, Аллан Даллес и их секретная мировая война" Стивеном Кинзером. Собеседник "РГ" в течение 25 лет работал зарубежным корреспондентом газеты "Нью-Йорк таймс" и руководил корпунктами этого издания в Латинской Америке, Берлине и Турции. Сейчас он преподает историю американской внешней политики в Университете Брауна.

В России имена ваших героев тесно связаны с теорией заговора США против СССР. Удалось в ходе работы над биографией братьев Даллесов найти подтверждение существования плана по развалу Советского Союза?

Стивен Кинзер: Мне неизвестно, существовала ли сформулированная доктрина по развалу СССР, но у Даллесов было очень четкое отношение к Советскому Союзу. Прежде всего, они считали, что нормализация отношений между советскими и американскими лидерами никогда не станет возможна. На самом деле, они резко выступали против любого прямого двустороннего контакта или переговоров.

После смерти Сталина в 1953 году примирительные инициативы стали поступать в США из Москвы, особенно, со стороны Маленкова. В конце того же года на Бермудских островах прошли переговоры между США, Францией и Великобританией, в ходе которых, помимо прочего, обсуждалась идея Маленкова о проведении четырехсторонних переговоров с участием СССР. Французы посчитали, что это была хорошая идея, англичане также не возражали, но Джон Фостер Даллес категорически отверг такую возможность.

Думаю, что он не хотел снижать накала противостояния двух стран. Поскольку, если бы американцы увидели, что их руководство садится за один стол переговоров с советскими лидерами, то возникло бы впечатление, что в Советском Союзе живут рациональные люди, с которыми можно вести продуктивные дискуссии. Этого и опасался Даллес-старший, потому что в случае такого развития событий, было бы трудно поддерживать антисоветское единство внутри США.

То есть как такового "плана Даллеса" не существовало?

Стивен Кинзер: Точно известно, что в то же самое время Алан Даллес активно работал над организацией волнений и продвижением переворотов за Железным занавесом. Он годами засылал команды саботажников и других агентов в Советский Союз и Восточную Европу. Хотя особого успеха достигнуто не было, он и его брат занимались подрывными проектами и делали это с одобрения президента Эйзенхауэра. Другими словами, они вели секретную мировую войну, как это и указано в названии книги.

В своей книге вы утверждаете, что тандем Даллесов весьма специфическим образом понимал суть внешней политики США. Она, по их мнению, заключалась в американской исключительности и одновременном продвижении интересов американских корпораций. Как стало возможным, что директор ЦРУ и госсекретарь США стали, в первую очередь, проводниками интересов бизнес сообщества?

Стивен Кинзер: Аллен и Джон Фостер Даллесы уникальны тем, что до настоящего времени это единственный случай в американской истории, когда родные братья полностью контролировали публичную и непубличную стороны внешней политики Вашингтона.

Они были воспитаны в очень религиозной атмосфере и это наложило существенный отпечаток на их мировоззрение. Для них мир был разделен между силами добра и зла. В области внешней политики их платформа была аналогичной - хорошие правительства, в первую очередь США, должны были бороться и победить плохие правительства, под которыми подразумевался СССР и коммунизм.

Но главное заключается в том, что оба брата много лет работали на крупную нью-йоркскую адвокатскую компанию "Sullivan & Cromwell". Особенность этой фирмы в том, что она специализировалась на оказании давления на маленькие и слабые страны. С тем, чтобы такие страны делали именно то, что отвечало интересам крупных американских корпораций. В этом и заключалась основная работа Даллесов перед тем, как они попали в высшие эшелоны власти к 1950-м годам.

Их мировоззрение сформировалось под сильным влиянием Уолл-стрит. Впоследствии, это привело к тому, что неоднократно братья Даллесы вмешивались во внутренние процессы в относительно неплохо функционирующих демократических странах и превращали их в диктатуры. Свержение президента Гватемалы Хакобо Арбенса в 1954 году из-за того, что он экспроприировал земли американской многонациональной компании "Юнайтед фрут" можно привести в качестве примера. Другим примером можно назвать свержение премьер-министра Ирана Мохаммеда Моссадыка в 1953 году из-за то, что он национализировал нефтяные месторождения своей страны.

Как они могли оправдать такую политику, если, по их словам, они продвигали свободу и демократию?

Стивен Кинзер: Они проводили такой курс, потому что сформировали свои собственные понятия свободы и демократии. Даллесы считали, что страна является свободной, если она была открыта для инвестиций со стороны корпораций США и других стран. Организуя перевороты, они утверждали, что свергаемый режим выступал против свободы, а вновь приведенные к власти правительства отвечали требованиям демократии.

Впоследствии, неудачные попытки вмешательства и смены правительств Даллесы предприняли против президента Индонезии Сукарно, лидера Вьетнама Хо Ши Мина и Фиделя Кастро на Кубе. Кстати, именно с провалом кубинской интервенции в 1961 году связана отставка и закат карьеры Аллена Даллеса.

Думаете ли вы, что историческая критика, которую вы обрушиваете на Даллесов будет услышана и осмыслена нынешним политистеблишментом в Вашингтоне?

Стивен Кинзер: Я надеюсь на это. Ведь уроки из их внешнеполитического опыта могут многому научить нас сегодня. Во-первых, Даллесы считали, что переговоры со своими противниками не самой лучшей идей и нам есть, чему поучиться в этом смысле. Во-вторых, они совершенно неправильно поняли суть национальных движений в странах третьего мира. Надеюсь, США не наступят на эти грабли еще раз. Наконец они не осознали того, что их вмешательство может отрицательно отразиться на интересах США в долгосрочной перспективе. Им никогда не приходило в голову, что тайные войны и скрытые интервенции будет иметь ужасные последствия спустя годы и десятилетия.

На самом деле, сегодня в Америке братья Даллесы по большому счету оказались забыты. Возможно, это произошло и потому, что мы не хотим до конца разобраться в их наследии.

Из досье "РГ"

Аллан Даллес во время Второй мировой войны руководил резидентурой американской разведки в Берне. В 1953 году стал третьим по счету директором ЦРУ. После неудачной попытки вторжения на Кубу Даллес вынужден был уйти в отставку с поста главы шпионского агентства. Впоследствии возлагал вину в провале вторжения на президента Джона Кеннеди.

Джон Фостер Даллес в 1953 году назначен президентом Дуайтом Эйзенхауэром государственным секретарём США. На своем посту потратил много усилий на построение военных блоков НАТО и СЕАТО в Европе и Юго-Восточной Азии, предназначенных для сдерживания "советской угрозы".

Выдержки из "плана Даллеса", создание которого приписывается третьему директору ЦРУ.

…Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного и необратимого угасания его самосознания.

… Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.

...И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества…

Некоторые исследователи считают "Планом Даллеса" директиву Совета Национальной Безопасности США 20/1 от 18 августа 1948 года. Вот выдержки из нее:

…очевидно, что Россия, как собственно сила, так и как центр мирового коммунистического движения, в настоящий момент стала представлять очень серьезную проблему для внешней политики США…

…нашими основными задачами в отношении России на самом деле являются только две следующие:

а) Уменьшить мощь и влияние Москвы до таких пределов, при которых она больше не будет представлять угрозу миру и стабильности международного сообщества;

б) Внести фундаментальные изменения в теорию и практику международных отношений, которых придерживается правительство, находящееся у власти в России.

…Странам, находящимся в зоне сателлитов, должна быть предоставлена возможность коренным образом освободиться от русского господства и из-под российского идеологического влияния. Также должен быть основательно разоблачен миф, который заставляет миллионы людей в странах, удаленных от Советских границ, смотреть на Москву, как на выдающийся источник надежды человечества на улучшение, а следы воздействия этого мифа должны быть полностью ликвидированы.

…работа над принятием справедливых и внушающих надежду концепций международной жизни является не только нашим моральным правом, но и нашей моральной обязанностью. Поступая таким образом, мы можем не заботиться о том, куда полетит стружка в вопросах внутреннего развития.

США