Управдомы-аниматоры
Посмотреть все выпуски "коммунальных мультиков" можно на сайте "ЖКХ-медиа". Сюжеты просты, информация подается в максимально доходчивой форме: что делать, куда и как жаловаться, чтобы добиться результата. Главный мотив - агитация: нужно ощутить себя хозяином своего дома, вступить в товарищество собственников жилья, контролировать управляющую компанию.
Самый свежий мультик призывает собственников еще и присматривать, как расходуются деньги, выделенные на капремонт твоего дома.
Ранее на этом сайте были размещены анимационные выпуски-разъяснения о том, что такое реформа ЖКХ, как сохранить тепло в многоэтажке, советы по экономии коммунальных ресурсов.
Эти мультфильмы нельзя считать полноценной инструкцией. Они слишком лаконичные: самый продолжительный выпуск "Капремонта" - 49 секунд, а самый короткий - 32. В основном целевую аудиторию подводят к мысли, что проблема текущих труб и обшарпанных подъездов не фатальна, нужно лишь найти подход. А именно: не возмущаться и не гонять жалобы по замкнутому кругу чиновников. Правильнее собраться, выработать единую линию и подать заявку на участие в программе капремонта.
Для более обстоятельного понимания того, как устроена наша коммуналка и как бороться с бюрократией, на "ЖКХ-медиа" есть сериалы "Школа ТСЖ" и "ЖКХ: от А до Я", "Личная выгода", "Вести. Технологии жилья" о новых строительных технологиях и альтернативной энергетике.
Веселые картинки
Анимация и видеоинструкции показаны всем возрастам, но все-таки наибольшей востребованностью они будут пользоваться среди пенсионеров. У них больше свободного времени, но они смутно представляют, как устроен механизм финансирования и подчиненности ЖКХ.
В идеале бы еще им не помешали и пошаговые инструкции по выбору и контролю за управляющей компанией. За несколько десятков секунд мультфильма эту информацию можно донести лишь схематично, а нужны и важны нюансы.
Было бы логично, если бы подобные инструкции воплотили в максимально доступной форме. Благо такой опыт есть. В Петербурге весной газета "Полезно для пенсионера" запустила сборник комиксов, обучающих пенсионеров современным технологиям. Акцент сделан на компьютерной грамотности: как зарегистрироваться в соцсетях, заказать билет через Интернет, сделать покупку в интернет-магазине, подключить Skype. Но есть и отдельный красочный комикс: как оплатить услуги ЖКХ с помощью платежного терминала.
А как у них
В США образовательные комиксы были введены в качестве учебных пособий в середине 1950-х. Фактически социально активная и успешная часть населения Америки выросла на таких учебниках.
В 1967 - 1970 годах комиссия конгресса США провела расследование неоправданно больших потерь во Вьетнаме. В частности, выяснилось, что автоматические винтовки М-16 отказывают из-за того, что солдаты их просто не чистят (фирма-производитель уверяла, что винтовки самоочищаются во время стрельбы). Срочно для армии закупили комплекты для чистки оружия, а в войска были направлены... наставления по уходу за оружием в виде комиксов.
В Японии создан эпохальный комикс: "История Японии" в 48 томах. Он официально утвержден в качестве учебника министерством образования и культуры Японии для преподавания истории в школах.
Сегодня комиксы широко распространены в качестве бытовых инструкций и руководств для автомобилистов. А мультфильмы-инструкции заняли нишу социальной рекламы.