16.12.2013 13:22
Культура

Комик-труппа "Маски" привезла в Москву премьеру спектакля

Георгий Делиев: Зрелый клоун - это философ
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Федеральный выпуск: №285 (6261)
С Георгием Делиевым в этом году мы пересеклись два раза. Первый раз - летом, в Одессе на представлении фильма Киры Муратовой "Вечное возвращение", где он сыграл одну из  ролей (в этом фильме все роли - главные). Второй раз - сейчас, в Москве, куда комик-труппа "Маски" привезла поставленный к своему 30-летнему юбилею премьерный спектакль "Маски" в кубе".
Читать на сайте RG.RU

Скажи, пожалуйста, куда уехал цирк? Почему исчезла клоунада? Почему люди перестали любить клоунов?

Георгий Делиев: У нас она, наоборот, процветает. Мы делаем международный фестиваль "Комедиада" с 27  марта по 1 апреля: как раз на Одесскую Юморину.  "Комедиаде" уже три года, в 2014 будет четвертый фестиваль. У Славы Полунина я недавно клоунский спектакль "Чу" отыграл, а потом переехал в Одессу, где тоже - премьера, оттуда с ней - в Москву.

Так что я как-раз противоположного мнения. Мне кажется, клоунада начинает набирать обороты. Из андеграундного искусства, которым она являлась до сегодняшнего времени, начинает выходить к активному воздействию на зрителя и приближаться к массовой культуре. Как в старые времена, когда не было кино и телевидения, а были   театр и цирк. Клоуны работали либо в цирке, либо на площадях. А сейчас клоунада стала вытеснять даже современные театральные жанры.

Что за спектакль вы привезли в Москву?

Георгий Делиев: В следующем году театру "Маски" исполняется 30 лет. Мы ведем отсчет с 1984 года, когда стали работать в Одесской филармонии. А вообще мы существуем с 1977 года - именно тогда начали заниматься пантомимой и клоунадой. К юбилею мы сделали спектакль "Маски в кубе", который в отличие от других постановок, которые мы играем, в том числе и по пьесам Бориса Барского, является театром без слов. Театром пантомимы, клоунады. Бессловесный театр - этот тот, с которого мы начинали свое существование и где формировались, как профессиональный коллектив. Это - та ниша, которую мы заняли в 80-х годах.

Но почему вы к этому вернулись, и играете ли в спектакле "Маски в кубе" какие-то старые репризы?

Георгий Делиев: Мы изучили зрительский спрос - захотели понять, что публике нужно от нас, чего ранее никогда не делали. Всегда я старался делать то, что хочу. А уж зрители в резонанс попадали или нет. А тут мы решили спросить у людей: "А что бы вы от нас хотели? Чего ждете?" И большинство сказали: нам нравится "Мана Мана", "Танец умирающего лебедя" и другие номера. И мы включили их в спектакль.

Вы не боитесь, что те же зрители скажут, мол, "Маски" не развиваются, они до сих пор играют свои старые репризы?

Георгий Делиев: В спектакле много новых номеров, и он по форме очень современный. То, что мы делаем сегодня, используя технические приспособления в области декораций и визуальных проекций - этого раньше не было. Но всегда найдутся люди, которые скажут, что им не нравится. Однако на таких равняться не стоит. Нужно делать то, что считаешь нужным, и всегда найдутся поклонники, особенно, если работаешь искренне и по-настоящему.

Мы отметили в 2013 году 10 лет театру "Дом клоунов". У нас самая большая посещаемость летом, потому что приходят гости Одессы. Сами одесситы ходят не столь активно, разве что самые большие наши фаны. А приезжих из Москвы, из России и из других мест очень много. Они с большим благоговением и радостью смотрят наши спектакли, чем местная публика.

А клоуны стареют? И правда ли, что клоуны с возрастом становятся грустными?

Георгий Делиев: И молодые клоуны бывают грустными. Вот Бастер Китон - комик без улыбки. Большинство рыжих клоунов берут образ неудачника или дурака. А дурак может быть веселым или грустным. Это - образ, а вовсе не тот характер, который есть у самого носителя этого образа, то есть актера. Всегда эта разница существует.

А к старости клоун приобретает мудрость. Его клоунады становятся все более философскими. На поверхности они несут такой развлекательный момент - сюжет и конфликт, которые веселят. А в глубине раскрываются какие-то невидимые истинные причины происходящего. То есть, чем более зрелый клоун, тем в большей степени он становится философом.

На одном дыхании посмотрела последний фильм Киры Муратовой "Вечное возвращение". Но еще из моих любимых у нее -  фильм  "Настройщик", где ты для меня  открылся с новой стороны. Будешь ли дальше работать с Кирой Георгиевной?

Георгий Делиев: Если она мне предложит, то, конечно, буду. Это - единственный режиссер, про кого я знаю: что бы она ни предложила, буду соглашаться. С остальными - читаю сценарий, узнаю что и как. Поэтому, может быть, не так часто и снимаюсь.

Предложений много?

Георгий Делиев: Я все время занят, постоянно нахожусь в работе. Мне найти время на недельный отдых очень сложно. Все время либо гастроли, либо репетиции в театре, либо съемки, либо выставки, либо рок-н-рольные концерты... Каждый раз что-то происходит. И всегда есть выбор.

Что касается фильма "Вечное возвращение"...

Георгий Делиев: Мне понравилось еще тогда, когда Кира рассказала саму идею: одну и ту же ситуацию, когда мужчина не может выбрать между двумя женщинами, будут играть разные пары. Самое интересное, что никто из нас, из актеров, не видел как играют другие. И я вообще не понимал, как она склеит один и тот же сюжет, когда разные актеры играют одно и то же.

Я все думал, как же это можно сделать, чтобы было интересно и смешно. А когда посмотрел фильм, то был удивлен и восхищен, насколько все разные. Никто ни на кого не похож. Нигде я не увидел повтор в интонациях, в намерениях. У всех героев были разные задачи. Пары настолько разные, что каждой следующей все больше восхищаешься. Фильм держит в напряжении: а как же эти сыграют, как же те. Получилось как джаз, когда классные музыканты собираются и начинают импровизировать на одну и ту же тему.

Мне фильм очень понравился. Я смотрел его два раза и у меня были различные ощущения. Причем, противоположные. То, что не нравилось при первом просмотре, восхищало во втором, и наоборот. Фильм обладает магией и внутренней силой.

Хочу вернуться к началу нашего разговора. Ты видишь, что клоунада переживает расцвет, в основном, по работе вашего театра. А с чем связано то, что клоунада снова востребована?

Георгий Делиев: Мне кажется, с тем, что мир стал более серьезный и ориентирован на одинаковость. Существует тенденция такая - глобализация. То есть при производстве одинаковых вещей и людей пытаются сделать одинаковыми. Поэтому клоунада является противоположностью официального общественного мнения.

Она противостоит тому, чтобы все подводилось под единый стандарт, в том числе и мышление людей. Потому что, когда люди одинаковые - ими легче управлять. Делается так, чтобы во всех странах - с разными религиями, национальными, семейными традициями - люди одинаково мыслили. Поэтому сегодня существует массовая культура, в большей степени визуальная - телевидение, Интернет. А клоунада всегда призывает к свободе духа и разрушает привычные стереотипы, которые нас унифицируют. Выходит дурак и валяет дурака. Люди смеются над ним, а заодно и над собой.

Вот и Полунин недавно сделал Академию дураков. И ты в нее, кстати, входишь...

Георгий Делиев: Да, дураки сегодня снова востребованы!

Отцы и дети

В новый состав вашей труппы вошла твоя дочка?

Георгий Делиев: Да, Яна, а еще Сильветта - ее партнерша по танцевальному коллективу. Я очень доволен. В 90-х годах Яна снималась в наших проектах еще девчонкой. А сейчас у нее уже муж, семья...

Состав театра "Маски"
Шоу