В настоящее время такие не совсем обычные дети учатся либо в коррекционных школах, либо в обычных. В Москве такие школы называют инклюзивными. В регионах инклюзия развита очень слабо. Там практически нет этих особых школ.
Как учить особенных детей в обычной школе, что с них спрашивать, и какая образовательная среда им нужна, решают, как правило, сами педагоги методом проб и ошибок. Инклюзия - дело новое для России, первые выпуски таких учеников - девятиклассников были только в этом году. И школы, где есть особые ученики, оказались в трудной ситуации. Нет ответов на многие вопросы: начиная с подушевой оплаты на таких учеников, заканчивая сроками обучения и выдачей документа.
Одно дело - обучать школьника с ДЦП с сохранным интеллектом и совсем другое - ученика с синдромом Дауна. Совсем иная картина - с детьми-аутистами. Они, к слову, иногда показывают почти гениальные способности, но при этом совершенно не умеют общаться, к учителю запросто могут обратиться на "ты" или просидеть весь урок под партой. Различий, которые скрываются за формулировкой "ограниченные возможности здоровья" - тысячи. Поэтому "диапазон различий в требуемом им уровне и содержании образования тоже должен быть максимально широким - от основного общего и среднего общего образования, сопоставимого по уровню и срокам овладения с образованием здоровых сверстников, до возможности обучения на протяжении всего школьного возраста основным жизненным навыкам", - говорится в сообщении Минобрнауки.