17.12.2013 00:02
Культура

Богомолов: Прошлое важно понять, а не облизать, как ложку со сгущенкой

Текст:  Юрий Богомолов (обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №284 (6260)
Миновала неделя, как сериал "Оттепель" закончился, а о нем все говорят, его героев обсуждают, их время пересуживают на все лады. В основном, разумеется, на Первом. Хотя случается и на других. Значит - это событие, имеющее отношение не только к ушедшей эпохе, но и к сегодняшнему дню.
Читать на сайте RG.RU

Юбилей конституции отмечался солидно, уважительно... На мой взгляд, наиболее нестандартно и по существу - "Дождем".

***

Первый канал, много сделавший, чтобы телевизионная "Оттепель" состоялась, не столько популяризирует, сколько профанирует оную. Кажется, нет программы, в которую бы не пришли либо ее актеры, либо режиссер, либо те и другие вместе. Кажется, их не было только в медико-амбулаторном шоу Елены Малышевой "Жить здорово" и в программе мамы и дочки Королевых "Время обедать". Зато в иных передачах "Оттепель" побывала не однажды. Ну, у Урганта ей сам бог велел. Тут все обошлось без натуги. Непринужденность общения была спасением для создателей сериала и облегчением для хозяев программы. Здесь если и была спекуляция на популярности, то взаимная. Как говорят деловые люди, на взаимовыгодных началах.

Богомолов: Оттепель начала 60-х возвратила художникам толику смысла

На Первом есть такое шоу "В наше время", которое ведут Ангелина Вовк, Татьяна Веденеева и Юрий Николаев. Все они в разной степени и в разные годы - олицетворения телевизионного прошлого. Им руководство Первого канала выделили угол в дневном эфире, и каждый будний день они вместе со своими гостями умиляются по поводу того, что осталось за горизонтом десятилетий. Самый емкий символ "нашего времени" - это конечно же, банка сгущенки, изображение которой не зря вклеено в заставку программы. Сгущенку действительно можно вспомнить тихим незлым словом. Не приторно сладкая в отличие от самого шоу. Было видно, как некомфортно себя чувствовал режиссер сериала Валерий Тодоровский в окружении патриотов того времени. Они его хвалили, они его благодарили, они обмазывали его с ног до головы той самой сгущенкой, а он не знал, как объяснить им, что прошлое в картине не цель, не смысл, а средство понять себя, прояснить нечто существенное в себе.

Существенное - побоку; все внимание - наружному: как одевались, что танцевали и поиски морали. Веденеева увидела в страстях героев урок нынешнему времени, нынешним людям, которые друг друга боятся, друг другу не доверяют, мало общаются, не по-настоящему дружат. И, посмотрев этот фильм, они захотят, чтобы у них хоть раз в жизни забилось сердце. И именно после этого кино кто-то поймет, что они не так живут, как надо, и догадаются, как надо жить. Юрий Николаев подметил, что у героини Яны Сексте нет прототипа в жизни в том смысле, что не было "в наше время" операторов женщин" и попал пальцем в небо прошлого. Тут же Тодоровский его мягко поправил, что в "их время" была оператор Маргарита Пилихина, снявшая в частности оттепельный фильм "Застава Ильича". "Так значит, все-таки и здесь можно говорить о прототипе", - обрадовался Николаев. И снова поспешил. Режиссер был опять категоричен: нет у его вымышленных персонажей близких родственников в реальности. Такой поворот в разговоре обыкновенно сильно обескураживает экзальтированных поклонников фильма. Если фильм не ода времени, если герои не списаны с конкретных живших когда-то лиц, то и разговаривать вроде бы не о чем.

В Российской Академии художеств открылась выставка Виктора Попкова

Тут на выручку телеведущим мог бы прийти Жириновский; он-то всегда найдет предмет для словоизлияния. Но мог бы сгодиться писатель Михаил Веллер. Он и сгодился, но уже в другом шоу Первого канала - "В субботу вечером". Он гововорил обо всем: о Немировиче-Данченко, о современных актерах, на лицах которых он не увидел биографий их героев. Актрисы ему не понравились усредненностью, "откалиброванностью". Почему-то помянул разведчиков с профессиональной памятью, полеты Гагарина, Братскую ГЭС, ядерные испытания, традиционные сексуальные отношения... По скорости словоговорения этот художник мог бы поспорить с Тиной Канделаки.

Чем Малахов превзошел трио ведущих из "Нашего времени", так это интересом к "обнаженке". Едва он начал программу, как тут же дал кадры с обнаженной героиней. Затем интервью с актрисой, сыгравшей ее. И сразу стало понятно, зачем в студии сидит Светлана Светличная, героически рискнувшая лет 50 назад появиться в "Бриллиантовой руке" раздетой. Тут же не замедлили появиться заезженные кадры из того фильма. Но очень коротко и один раз. Зато кадры с голой Евгенией Брик он гонял много раз. Героиня-то думала позлить своего мужчину. На Витю Хрусталева она не произвела впечатления своим вызывающим демаршем, но как порадовала господина Малахова...

Вообще, если подытожить впечатления не о сериале, а о программах, сделанных во славу сериала, то становится по-настоящему грустно.

***

Конечно, былое припоминать трудно, но ведь не вредно. И как важно его понять, а не просто его облизать, словно это ложка со сгущенкой.

В этом отношении достаточно актуальным мне кажется проект "Былое и Дума", затеянный "Дождем". По случаю двадцатилетия Думы команда артистов во главе с Михаилом Угаровым зачитывает фрагменты стенограмм ее заседаний. Фрагменты касаются ключевых моментов деятельности российского парламента. Это не шоу "Один в один". Артисты не пытаются скопировать политиков. Они считывают смысл. И это уже не банка сгущенки.

ТВ и сериалы История