Маркетинг территорий - это реальный инструмент, который позволяет раскрыть потенциал территории и ее конкурентные преимущества, найти производственно-экономические решения, соответствующие реальным потребностям и интересам потенциальных инвесторов.
Еще недавно доминирующим было представление, что локомотивом развития региона является привлечение в инфраструктуру инвестиций, прежде всего - государственных. Поскольку ключевым инвестором рассматривалось федеральное правительство в лице минрегиона, минэкономразвития, минфина, то весь "маркетинг" региона заключался в его позиционировании для получения невозвратного и бесплатного финансирования через какую-либо федеральную целевую программу. Конечно, это стремление осталось, однако возможности государства выступать ключевым инвестором резко снизились, и вопрос привлечения частных инвестиций в развитие регионов вышел на первый план. Сегодня общая ситуация на рынке регионального развития характеризуется конкурентной борьбой между регионами, которые соперничают за разного рода ресурсы.
Чтобы конкуренция региона была успешной, долгосрочной и грамотной, нужно обеспечить не только набор конкретных локальных преимуществ, но и устойчивость всей системы. А это уже относится к стратегическому планированию, элементом которого является маркетинг. Стратегические проекты дополняются инфраструктурными и все вместе объединяются в проекты комплексного развития территорий. Сегодня на рынке финансовых капиталов есть переизбыток ресурсов, а на рынке инвестиционных проектов - особенно на региональном уровне - недостаток финансовых ресурсов. Поэтому стратегическая задача регионального развития состоит в том, чтобы создавать инвестиционные проекты, а затем привлекать для их реализации деньги с финансовых рынков на максимально выгодных условиях.
Возможности привлечения финансирования в какой-либо проект зависят от представления участников финансовых рынков о регионе, его стратегических перспективах, инвестиционной привлекательности, экономических и социальных рисках. Часто эти представления несправедливы: оценки рисков завышены, многие преимущества недооценены, не учтены те или иные факторы. Поэтому одной из задач продвижения территорий являются работа с существующими представлениями участников рынка и открытие новых направлений и форматов развития.
Многие регионы пробовали увязать развитие инфраструктуры, привлечение бизнеса и использование исторически сложившихся промышленных производств. Но это не обеспечивало качества роста территории. Будущее региона нужно проектировать так, чтобы сохранялась его устойчивость как единого механизма. Внешне обусловленные виды деятельности должны дополняться процессами, обеспечивающими устойчивость территории как инженерного комплекса и социального организма, что можно достичь только посредством комплексного развития территорий.
Успешные примеры реализации таких проектов есть как в России, так и за рубежом. Например, Рурская область в Германии 50 лет назад стояла перед выбором одного из сценариев развития: масштабная реструктуризация или постепенное затухание: спад производства, высокая безработица, низкий уровень жизни. Такая ситуация сложилась в результате снижения конкурентоспособности основной продукции региона - угля.
Преодолевая кризис, область пошла по пути реструктуризации: сворачивания добычи угля и закрытия шахт в пользу более перспективных отраслей - машиностроения, электромеханики, банковского сектора, использования ИТ-технологий.
Маркетинг территорий является не только эффективным антикризисным инструментом. В Объединенных Арабских Эмиратах с его помощью стабильной экономике был задан курс на диверсификацию и смещение доходов с нефтегазового сектора на недобывающие сектора экономики - финансовый, сферу услуг и туризм.
В России можно отметить успешный опыт Башкортостана, Татарстана, Удмуртии, Калининградской и Томской областей. Татарстан с 2004 года перепозиционируется из нефтяного региона в инновационный, отказываясь от сырьевой модели воспроизводства в пользу создания и развития высокодоходных наукоемких производств и высоких технологий. В республике сформировано благоприятное для отечественных и зарубежных инвесторов норм ативно-правовое пространство, создана сеть финансовых и нефинансовых институтов развития, в том числе особая промышленно-производственная экономическая зона "Алабуга", а также центр развития информационно-коммуникационных технологий ИТ-парк.
Сегодня в Татарстане действует 14 технопарков, включая один из самых крупных в России по занимаемым площадям - Камский индустриальный парк "Мастер", успешно функционирует инновационно-производственный технопарк "Идея", 5 бизнес-инкубаторов, 6 инвестиционных и венчурных фондов, активно формируется проект строительства Иннополиса - города-спутника Казани, продвигается проект "СМАРТ Сити Казань". Татарстан первым среди регионов России разработал Комплексную программу проектного развития наноиндустрии до 2015 года. Количество проектов, включенных в Комплексную программу, достигло 248 с требуемым объемом инвестиций порядка 205 млрд рублей.
Как "перезапустить" регион по-новому? Получается триада. Стратегия в одиночку - пустое прожектерство, так как она может реализовываться только через проекты. Случайный набор проектов - бессмысленная тема, если вокруг эти проекты не формируют синергетического эффекта, не усиливают предпринимательскую активность. Также нужен инструмент общественно-политических коммуникаций, чтобы генерировать рост предпринимательской и деловой активности при комплексном развитии территорий, когда мы стараемся формировать инфраструктуру. Если эти составляющие работают, возникает движение капитала, объем предпринимательской инициативы начинает привлекать капитал. Тогда и инвестиции, которые делаются либо на условиях государственно-частного партнерства, либо за счет бюджета в развитие территорий, становятся успешными.