17.12.2013 00:40
Экономика

Программу по развитию инжиниринговой деятельности примут до конца декабря

Проектировщики и инженеры обсуждают меры господдержки отрасли
Текст:  Ирина Колодина
Российская Бизнес-газета - Промышленное обозрение: №49 (927)
До конца декабря должна быть утверждена подпрограмма "Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна". Однако, как сообщил директор департамента стратегического развития Министерства промышленности и торговли Василий Осьмаков, окончательное решение может быть перенесено на I квартал 2014 года. По мнению представителей российского инжиниринга, документ сырой и требует серьезной доработки.
Читать на сайте RG.RU

Основная цель правительственной подпрограммы по развитию инжиниринговой деятельности - модернизация и развитие российской экономики за счет создания соответствующей инфраструктуры для развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна, обеспечения экономики новыми рабочими местами и квалифицированными кадрами. По мнению правительственных экспертов, от реализации этой программы следует ожидать не только существенного роста инжиниринговой индустрии, но и появления в стране лидеров в области комплексного создания объектов строительства, а также развития малого и среднего предпринимательства.

Программа рассчитана на срок до 2018 года, на ее реализацию из федерального бюджета планируется выделить 5,13 млрд рублей и около 27,7 млрд рублей - из внебюджетных источников. Подпрограмма включает в себя работу по шести основным направлениям:

- совершенствование государственного регулирования индустрии инжиниринга и промышленного дизайна;

- стимулирование создания и развития инжиниринговых центров на базе ведущих российских вузов и научных организаций;

- стимулирование создания и обеспечение деятельности региональных центров инжиниринга для малого и среднего бизнеса;

- стимулирование создания и развития инжиниринговых центров на базе частных компаний;

- развитие компьютерного инжиниринга;

- создание и развитие механизмов координации деятельности организаций индустрии инжиниринга и промышленного дизайна.

По словам разработчиков программы, одной из наиболее серьезных мер господдержки инжиниринга станет снижение страховых взносов. Предлагается установить для компаний этой отрасли тариф страховых взносов - 14%, сейчас инжиниринговые компании платят налог по общеустановленной ставке - 30%. Таким образом, условия налогообложения инжиниринговых компаний приравняют к условиям налогообложения IT-отрасли. Объем выпадающих доходов в результате снижения страховых взносов составит 500 млн руб. в год, сообщил Василий Осьмаков.

По мнению экспертов, снижение страховых взносов станет эффективной мерой поддержки отрасли. "Все мы понимаем, что инжиниринг - это высокоинтеллектуальный вид деятельности. Поэтому основные затраты предприятий отрасли - это расходы на фонд оплаты труда, связанные с оплатой высококвалифицированного персонала. Наши расчеты показывают, что снижение страховых взносов позволит серьезно снизить налоговую нагрузку на инжиниринговые компании", - заявил руководитель этого направления "Межведомственного аналитического центра" Владимир Пастухов. По его словам, для инжиниринговых компаний существовала налоговая льгота в 2012-2013 годах. "Мы провели исследования среди инжиниринговых компаний, которые использовали эту льготу, и они говорят, что эта льгота позволила существенно сэкономить, а деньги пустить на развитие бизнеса, закупку специализированного программного обеспечения. Поэтому мы считаем, что льгота по страховым взносам крайне необходима. Это окажет влияние на весь рынок инжиниринга", - подчеркнул Владимир Пастухов.

Налоговые каникулы для начинающих предпринимателей - еще одна из мер господдержки, которая широко обсуждается сегодня, отметили выступающие. Поскольку речь идет о предприятиях промышленного сектора, нужно проследить, чтобы инжиниринговые компании вошли в список организаций, на которые распространяется и эта налоговая льгота, уверены игроки рынка.

Заместитель директора департамента стратегии анализа и прогноза минобрнауки Дмитрий Витютнев рассказал о том, как будут реализованы на практике пункты подпрограммы, касающиеся стимулирования создания и развития инжиниринговых центров на базе ведущих российских вузов и научных организаций. "Мы со своей стороны эту программу горячо поддерживаем. Однако нельзя говорить о том, что только с появлением этой программы появятся инжиниринговые центры на базе российских вузов. Мы сейчас запустили конкурс среди вузов по выбору лучших программ, было отобрано 12 проектов на базе 11 вузов, которые готовят специалистов в различных отраслях. Уже в этом году они получили господдержку, она предусмотрена и в 2014 году. В дальнейшем инжиниринговые компании, созданные на базе вузов, должны выйти на самоокупаемость. Основную нашу задачу мы видим в том, чтобы выпускники инженерно-технических вузов работали по специальности".

Актуальность программы не вызывает сомнений, уверен заместитель председателя научного совета ВЦИОМ Иосиф Дискин: "Все те, кто работает в сфере высоких технологий, знают, что сегодня созданные в результате стартапов альфа-прототипы негде разрабатывать. Прежняя индустрия проектных институтов канула в Лету. Поэтому решение этой проблемы крайне важно для дальнейшего развития страны". Исправить положение должна госпрограмма по поддержке инжиниринга. Однако, по его мнению, в ней есть целый ряд существенных недостатков. Во-первых, в программе отсутствуют критерии, по которым можно судить о том, насколько успешно она выполняется. Во-вторых, нет ясной постановки задачи. "Нам необходимо, чтобы система инжиниринга превратилась в эффективный инструмент перехода от этапа научных исследований, которые заканчиваются созданием альфа-прототипа, к разработке инженерного образца", - говорит Иосиф Дискин. В-третьих, в программе нет ни единого упоминания технологических платформ, о которых говорил президент в Послании Федеральному Собранию.

"Что касается прикладных исследований, то эта работа должна быть сосредоточена на базе технологических платформ. Сегодня у нас в среднем из 265 полученных научных результатов только один - только один - становится объектом правовой охраны. Вклад добавленной стоимости, которая образуется от оборота интеллектуальной собственности, в ВВП России - менее одного процента. Это не просто мало, это очень мало. В США этот показатель - 12%, в Германии - 7-8%, а у наших соседей в Финляндии - 20%. Поэтому техплатформы должны быть нацелены на конкретный результат, на получение патентов и лицензий, на практическое внедрение разработок", - заявил президент.

Потребность в озвучивании проблем отечественной инжиниринговой отрасли назрела давно, говорят эксперты. Ведь до сих пор, несмотря на развитие рынка инжиниринга и большое количество действующих компаний, этот термин не фигурирует ни в постановлениях правительства, ни в федеральных законопроектах.

"Не представляется возможным классифицировать этот вид деятельности, посчитать количество инжиниринговых компаний, оценить емкость рынка. Сегодня единственный документ, который регламентирует инжиниринговую деятельность, - это постановление правительства "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". Все проектную документацию мы подготавливаем, основываясь на одном подпункте пятого раздела этого постановления", - пояснил председатель комиссии Союза машиностроителей России по развитию инжиниринга в машиностроении Владимир Сметана.

А член Совета Национального объединения проектировщиков Игорь Мещерин предлагает доработать программу с учетом мнения профессионального сообщества. "Я бы обратил внимание на ошибки разработчиков программы. Основной недостаток - это отсутствие определения инжиниринг. Инжиниринг - это слово хорошее, новое, модное, но иностранное. По-русски инжиниринг - это проектирование. Из-за отсутствия определения инжиниринга в программе неверно поставлены задачи, отсутствует четко выраженная тенденция развития инженерного потенциала страны. А это та задача, которую поставил президент страны. В представленном виде программа ее не решает. Ряд отраслей промышленности: нефть и газ, электроэнергетика, связь и телекоммуникации, транспортный, агропромышленный комплекс совсем в подпрограмме не участвуют. Зато в ней финансируются отдельные компании, тем самым не соблюдается принцип равноправия всех участников рынка. Программа должна дать всем отечественным инженерам равные возможности для развития", - заявил Игорь Мещерин.

Промышленность