Однако пока эти поезда ходят по основной, а не выделенной линии, что не дает им развивать скорость более 160 километров в час, хотя они способны на большее. Но и появление в России таких регулярных высокоскоростных маршрутов можно считать большим достижением. Ведь к этому шли почти век. В Советском Союзе еще в 1920-х годах велись разработки по созданию высокоскоростного железнодорожного транспорта. "РГ" представляет проекты скоростных поездов, которые были предшественниками "Сапсана".
1. К самым ранним разработкам можно отнести гироскопический поезд Шиловского, который должен был двигаться по монорельсовой дороге со скоростью до 150 км/ч. 8 сентября 1919 на заседании Всероссийского совета народного хозяйства был сделан доклад "О постройке гироскопической железнодорожной ветки Кремль - Кунцево". Совет издал постановление о необходимости проведения опытной гироскопической железной дороги длиной 6 верст. Однако этому проекту, как и многим последующим, было не суждено воплотиться в жизнь из-за нестабильной ситуации в стране.
2. А вот советский паровоз класса "Э" стал самым массовым локомотивом за всю историю паровозостроения. Первые машины этого типа вышли на рельсы еще в 1912 году, последние, уже значительно доработанные, - в 1957-м.
3. На фоне всех советских паровозов выделяется ИС 20 16 (Иосиф Сталин). ИС стал гордостью советского паровозостроения - на момент создания это был самый мощный пассажирский паровоз в Европе, и именно ему достался Гран-при на Всемирной парижской выставке 1937 года. ИС 20 16 являлся и самым скоростным: без обтекателя он разгонялся до 115 км/ч, а в обтекаемом кожухе - до 155 км/ч.
4. Впоследствии паровозы были заменены тепловозами. ТЭП-60 могли развивать скорость до 160 км/ч. Тогда, в середине 1960-х годов, между Ленинградом и Москвой стали ходить дневные экспрессы "Аврора" с максимальной скоростью 160 км/ч и маршрутной 130,4 км/ч. Такие же скоростные характеристики были в то время и у европейских экспрессов. Во Франции ходил "Мистраль" (160 и 131 км/ч соответственно), в Италии - "Стрела Везувия" (160 и 120 км/ч). Были и в истории тепловозы с авиационными реактивными двигателями. Но они не прижились.
Пассажирский тепловоз ТЭП-60. Фото:РИА Новости www.ria.ru
5. В СССР испытания таких поездов проводились тоже, но основным их недостатком был высокий уровень шума. Разрабатывались даже маршруты их следования. Вслед за ТЭП-60 появился ТЭП-80 - мировой рекордсмен по скорости среди тепловозов (160-271 км/ч). Выпустили лишь два локомотива, так как все линии, где этот тепловоз мог найти применение, к моменту его создания уже были электрифицированы. Электропоезд ЭР-200, разработка которого велась более 10 лет, был введен в эксплуатацию на трассе Ленинград - Москва 1 марта 1984 года. Именно его в декабре 2009 года заменил "Сапсан".
6. Нельзя также не сказать об электровозе ЧС-200, который был выпущен в Чехословакии в 1974 году для эксплуатации в СССР на скоростных участках линии Ленинград - Москва с максимальной скоростью 200 км/ч и конструкционной скоростью 220 км/ч. В последующие годы он подвергался различным усовершенствованиям и используется до сих пор.
7. В 1992 году началась подготовка технического задания на первый высокоскоростной российский поезд - "Сокол-250" (ЭС-250), более известный как "Сокол", который разрабатывался в течение семи лет Центральным конструкторским бюро морской техники "Рубин", одним из мировых лидеров в проектировании подводных лодок. Опытный образец был собран в 2000 году. Максимальная скорость "Сокола-250" на существующих тогда реконструированных линиях должна бы составить 250 км/ч, а впоследствии предполагалось выпустить электропоезд "Сокол-350", который бы передвигался на специализированных высокоскоростных магистралях со скоростью 350 км/ч. Создание опытного шестивагонного поезда "Сокол-250" стало прорывом для российского железнодорожного транспорта. В его конструкции были применены технические решения, не имевшие аналогов в отечественной практике: цельносварной кузов из легких алюминиевых сплавов, микропроцессорная система управления поездом, новый токоприемник, усовершенствованный тяговый привод и т. д. Однако во время испытаний в 2001-2002 годах государственная комиссия обнаружила более 25 недостатков, непосредственно связанных с безопасностью движения, и межведомственная комиссия пришла к заключению, что ввод в эксплуатацию опытного поезда "Сокол" для пассажирских перевозок в настоящее время невозможен.
Государство встало перед выбором: либо дорабатывать "Сокол", чтобы он был пригоден для массовой эксплуатации, либо закупать поезда других производителей. Но стране было необходимо скоростное сообщение немедленно, а процесс доведения "Сокола" "до ума" мог затянуться на долгие годы, поэтому был выбран второй вариант.
Головной образец первого в России высокоскоростного пассажирского поезда "Сокол-250". Фото:Сергей Смольский/ ИТАР-ТАСС
8. Так появился "Сапсан", разработанный компанией Siemens специально для России с непосредственным участием российских специалистов. Максимальная конструктивная скорость поезда составляет 350 км/ч, но при существующей в настоящее время железнодорожной магистрали она ограничена 250 км/ч. Для того чтобы реализовать весь потенциал "Сапсана", он должен ходить по специально выделенным высокоскоростным магистралям, проект которых уже находится в разработке.
С момента запуска в декабре 2009 года высокоскоростных поездов "Сапсан" перевезено уже около 10,5 млн пассажиров. Поезда пользуются огромным спросом, заполняемость поездов достигает 100 процентов.
Поездами "Сапсан" по маршруту Москва - Санкт-Петербург и Москва - Нижний Новгород в 2013 году перевезено около 3 миллиона пассажиров (что соответствует уровню 2012 года). В том числе, в сообщении Москва - Санкт-Петербург - около 2,3 миллионов человек, а в сообщении Москва - Нижний Новгород - около 680 тысяч пассажиров.
Напомним, первые восемь поездов "Сапсан" с конца 2009 года курсируют по маршрутам Москва - Санкт-Петербург и с середины 2010 года по маршруту Москва -Нижний Новгород. За четыре года, прошедшие с момента запуска высокоскоростного поезда, его услугами воспользовались около 10,5 миллионов пассажиров. В 2014 году будет поставлено еще восемь высокоскоростных поездов. Планируется, что в июле 2014 года будет получен сертификат соответствия на два поезда из новой партии. Далее начнется поэтапный ввод поездов в эксплуатацию. Последние поезда планируется ввести в эксплуатацию в начале 2015 года. Тогда парк высокоскоростных поездов увеличится вдвое.