Зампредседателя комитета Совфеда по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Руслан Гаттаров внес в Госдуму поправки в закон о связи, которые должны отрегулировать сферу sms-рассылок и решить проблему мобильного спама.
В первую очередь, законопроект конкретизирует само понятие спама. Таковым предлагается считать сообщения, которые, во-первых, отличаются массовостью.
Во-вторых, носят "автоматический характер", то есть их отправляет робот, без участия человека. К слову, по данным только одного из представителей "большой тройки", за октябрь 2013 года компании поступило для доставки почти 2,5 миллиарда sms, сгенерированных программным способом и в основном содержащих рекламную информацию.
Еще одна отличительная черта спама - "использование номеров, не предусмотренных российской системой и планом нумерации". Речь идет, к примеру, о коротких и буквенных номерах. Сейчас именно они чаще всего используются для рассылки информационных и рекламных сообщений.
В поправках особо подчеркивается, что законной может быть только рассылка, на которую абонент дал согласие. Причем, доказывать, что это согласие имеется, должен будет сам заказчик рассылки. Абоненту при этом предлагается, в случае чего, предоставить право обратиться к оператору с требованием прекратить рассылку от конкретного отправителя.
Сейчас от мобильного спама, по экспертным оценкам, страдают 76 процентов российских абонентов. Из них 65 процентов регулярно получают sms-рассылки, около двух процентов - рекламные звонки, а девять процентов опрошенных страдают и от того, и от другого. Только 24 процента счастливчиков с мобильным спамом никогда не сталкивались.
Жалобы на нежелательные sms-рассылки составляют примерно семь процентов от общего числа жалоб абонентов, связанных с оказанием услугу подвижной связи, констатируют разработчики поправок в пояснительной записке. Сейчас оператор не имеет права фильтровать сообщения. Не может он отказаться и от доставки отдельных посланий. Даже если есть данные о том, что на получение этой рассылки абонент не давал согласия.
Руслан Гаттаров, зампред комитета Совфеда по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества:
- Абоненты смогут обращаться к оператору с требованием прекратить рассылку от конкретного отправителя. Дальше все просто. Рассылка или телефонные звонки с этого номера в кратчайшие сроки блокируются. И лишь после этого оператор будет разбираться: давал ли абонент согласие на получение информации или нет. Есть надежда, что Госдума не будет тянуть с принятием законопроекта, - замечает Гаттаров. - Инициативу поддерживают в Минкомсвязи, в экспертном сообществе. В поправках заинтересованы даже сами мобильные операторы, поскольку ограничения в сфере смс-рассылки снимут дополнительную нагрузку, которая ложится на сети.
Неманья Никитович, управляющий директор Optima Infosecurity:
- Массированный и нерегулируемый спам представляет огромный риск для информационной безопасности конечного пользователя, поэтому он должен идти на этот риск сознательно, давая согласие - прямое или косвенное - на рассылку сообщений коммерческого характера. В таком случае ответственность за последствия прохода по содержащимся в письмах ссылкам, изучение вложений и т.д. ложится на пользователя. Ссылки и вложения, зараженные вирусами и вредоносным ПО, - самый примитивный хакерский инструмент, но он до сих пор эффективен. А с ростом популярности личных девайсов для доступа к корпоративной информации опасность для конечного пользователя превращается в опасность для бизнеса.