- Почему именно сегодня российское правительство решило создать специальную комиссию по выводу экономики на стабильный рост?
- Это логическое продолжение идущих процессов. Еще летом в правительственных инстанциях поднимался вопрос о необходимости повышения экономического роста, и в результате был разработан подробный план мероприятий. Теперь эта идея реализуется и развивается. Если я правильно понимаю, в новую структуру могут войти представители министерства финансов, министерства экономического развития, Банка России и авторитетные эксперты, такие как Алексей Кудрин. Работа группы будет сосредоточена на выработке рекомендаций по достижению более высокого стабильного роста экономики. Как известно, министерство экономического развития прогнозирует замедление экономического роста в среднесрочной перспективе. Банк России также указал на наличие структурных проблем, лежащих в основе этого замедления. Нужно решать эти принципиально важные вопросы. Поэтому такой "мозговой штурм" будет в данный момент весьма своевременным.
- Каковы причины замедления экономического роста в РФ?
- В последнем выпуске "Перспектив развития мировой экономики" МВФ отмечается замедление роста в экономиках с формирующимся рынком. Соответственно, Россия не одинока в этом отношении. Мы понизили прогноз темпов роста в России на 2013 год с 3,4 процента в начале года до 1,5 процента в октябре. Отчасти эта ситуация является отражением "вызова переходного периода", о котором говорится в "Перспективах развития мировой экономики", - одного из тех многочисленных изменений, которые претерпевает мировая экономика, и тех проблем, с которыми она в результате сталкивается. Очевидно, что в каждой стране причины такого замедления имеют конкретные особенности. В настоящее время в Москве работает группа экспертов МВФ в рамках регулярных полугодовых консультаций с российскими властями, которая будет обсуждать и этот вопрос.
В предшествующий период экономический рост в России обеспечивался в значительной мере за счет повышения использования существующих мощностей и роста цен на нефть. В результате с 2000 года доходы на душу населения выросли с 33 процентов до свыше 50 процентов от среднего показателя стран ОЭСР. За это время были серьезно усовершенствованы основы бюджетной и денежно-кредитной политики: недавно принятое бюджетное правило и система таргетирования инфляции, реализуемая ЦБ, обеспечивают надежные ориентиры.
Однако старая модель экономического роста больше невоспроизводима. Будущий рост сдерживают факторы со стороны предложения, а именно: отсутствие достаточных производственных мощностей, отрицательные демографические тенденции и недостаточно благоприятные условия ведения бизнеса.
- Какие экономические риски могут ожидать Россию?
- Одним из таких рисков, учитывая относительно недиверсифицированную структуру российской экономики, может стать резкое снижение цен на нефть и газ, например, в результате сланцевой революции. В 2012 году около 30 процентов доходов бюджетной системы РФ составили нефтяные доходы, которые, по-видимому, в перспективе будут уменьшаться. Это может отразиться и на росте, и на возможности пополнять Резервный фонд.
Кроме того, на низком уровне остаются инвестиции, в том числе инвестиции частного сектора. По показателю соотношения инвестиций к ВВП Россия отстает среди стран БРИКС.
- Что следовало бы предпринять для общего оздоровления экономики?
- Пытаясь ответить на этот вопрос, следует прежде всего понять, циклическая это проблема или структурная. В России целый ряд показателей свидетельствует, что в основе замедления роста лежат главным образом структурные факторы. Соответственно, нужны и структурные решения.
В области денежно-кредитной политики важнейшую положительную роль играет переход к системе таргетирования инфляции. Важно продолжать работу в этом направлении. Банк России сосредоточил свои усилия на этой задаче и принял обоснованное решение не снижать основные ставки по своим операциям, пока не будут снижены инфляционные ожидания. Предполагается, что Банк России будет продолжать эту политику.
В области бюджетной политики важным шагом стало принятие бюджетного правила. В краткосрочном периоде важно не допустить отхода от этого правила. В более долгосрочной перспективе было бы важно дополнительно снижать государственные расходы, чтобы сберегать больше нефтяных ресурсов и наращивать резервные фонды. Обеспечить устойчивость этого важного механизма поможет повышение эффективности и улучшение структуры расходов, а также реформирование пенсионной системы. Краткосрочные меры стимулирования экономики не помогут. Разумеется, какое-то повышение роста они могут дать, но этот эффект будет носить временный характер и не решит фундаментальных структурных проблем России. Совершенно определенно ответом могут стать только структурные реформы российской экономики.
- Какими мерами можно добиться большего экономического роста?
- Стимулировать рост и улучшить экономическую ситуацию способны дополнительные инвестиции в экономику. Особенно важны капиталовложения в инфраструктуру, чтобы добиться устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе. Чтобы обеспечить приток инвестиций, как внутренних, так и внешних, крайне важно улучшить инвестиционный климат. Россия сделала определенные шаги в этом направлении. Об этом свидетельствует улучшение позиций в международном рейтинге условий ведения бизнеса. Теперь нужно расширить зону действия этих начинаний, распространив их на разнообразные сферы экономики. Этому могут способствовать эффективные механизмы координации. Необходимо осуществить конкретные меры по снижению административных и таможенных барьеров, улучшить корпоративное управление и снизить роль государства в экономике посредством приватизации.
Давайте также не будем забывать о конкурентном преимуществе России - ее богатых природных ресурсах. Изменения в системе налогообложения и дальнейшее укрепление прав собственности способны привлечь дополнительные инвестиции в нефтяной сектор. Основными локомотивами роста российской экономики могут стать эффективный энергетический сектор и стабильная, предсказуемая среда, способная привлечь долгосрочные инвестиции.