Механизмы развития гражданского судостроения были заложены в 2007 году. Тогда было принято решение о создании Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), разработана Стратегия развития судостроительной промышленности до 2020 года и ФЦП "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы". Результаты уже очевидны. Например, валовый объем отрасли составил в 2013 году 276,6 млрд руб., из них на ОСК пришлось 189 млрд (в прошлом году 247 и 141 млрд руб.). Однако они могли быть и выше, если бы, по мнению экспертов, профессиональные сообщества плотнее взаимодействовали при проработке ключевых проектов.
А задачи перед отечественным судостроением стоят серьезные. Уже сейчас общая заявленная потребность основных гражданских заказчиков до 2030 года составляет, по данным минпромторга, внушительную цифру - до 1200 единиц новых судов, что потребует увеличения мощностей отечественного судостроения с нынешних 200 тыс. тонн до почти 1,5 млн тонн ежегодно. Последняя цифра актуальна для пиковых по объемам выпуска 2018-2022 годов, когда кратно возрастет спрос на суда, предназначенные для освоения российского арктического шельфа и перевозок по Северному морскому пути. Для строительства флота, способного работать на низких широтах, необходимо расширять линейку продукции и создавать альянсы с ведущими мировыми судостроителями.
- Нынешний объем судостроительных мощностей позволяет закрыть не более четверти потребностей потенциальных заказчиков, - заявил Борис Кабаков. - Поэтому одной из основных задач как для российских судостроителей, так и для причастных к развитию отрасли госструктур является создание эффективного и компетентного отраслевого экспертного совета, способного выработать согласованную государственную политику по гражданскому судостроению.
Президент института национальной стратегии, член Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Михаил Ремизов подчеркнул, что, остановившись в развитии на уровне 1980-х годов, отечественное судостроение пропустило ряд технологических революций в отрасли. Локальной модернизации подверглись лишь корпусозаготовительные производства ряда предприятий. При этом в госпрограмме "Развитие судостроения на 2013-2030 гг." упор делается на развитие судостроительной науки, формирование опережающего научно-технического задела. Из объема бюджетных ассигнований госпрограммы (338 млрд руб.) на эти цели, согласно документу, предполагается выделить 261 млрд руб. (77%). На строительство и техническое перевооружение предприятий - 27 млрд руб. (8%). В то же время очевидно, что делать ставку на опережающий научно-технический задел бессмысленно, так как из-за отсутствия современных верфей его просто негде будет реализовать. Соответственно, необходимо перераспределить предусматриваемое финансирование от науки в сторону производства.
- Российскому судостроению нужны новые современные верфи, - подчеркнул Михаил Ремизов. - Сегодня перед страной стоит задача создания отрасли гражданского судостроения практически с нуля. Для ее реализации необходим, в первую очередь, гарантированный спрос на продукцию отечественного судостроения. Такой спрос со стороны нефтегазовых корпораций, морских транспортных компаний и речных пароходств потенциально есть, и он должен быть четко увязан с развитием производственных активов. На нынешнем этапе отсутствие твердых гарантированных заказов от российских нефтегазовых гигантов и транспортных компаний - главное препятствие для инвестиций в производственные фонды.
Для поддержки спроса на продукцию российского судостроения, по мнению Михаила Ремизова, есть несколько путей. Это "связанное" финансирование со стороны государственных финансовых институтов, развитие операционного лизинга, поощрение импорта современного оборудования через обнуление пошлин или использование режима особых экономических зон, приобретение за рубежом лицензий на передовые технологии производства морских судов, локализация производства на территории России с передачей технологий в рамках создаваемых совместных предприятий и кооперации. А для защиты внутреннего рынка в период интенсивного развития отрасли необходимо применять антидемпинговые, специальные защитные и компенсационные меры, включая предварительные меры нетарифного регулирования, считает эксперт.