Особый акцент на этом региональные власти делают не случайно: экстремальные условия жизни в Заполярье требуют нестандартных решений. Эта климатическая зона считается неблагоприятной для проживания: зимой температура воздуха опускается иной раз ниже 50 градусов, а длится она восемь месяцев. Расстояния огромны, дорог мало, а кое-где и вовсе нет. Этим обусловлены высокие цифры регистрируемой заболеваемости: люди здесь болеют в полтора раза чаще, чем в среднем по стране.
Однако, с другой стороны, на Ямале стабильно растут и рождаемость, и продолжительность жизни. В этих, казалось бы, противоречивых фактах нет парадокса, заявляют власти региона: здоровье населения здесь рассматривают не только как социальный показатель, но и как залог экономической стабильности.
При этом не забывают о социальном благополучии коренных народов Севера: ненцев, ханты, селькупов - их в автономии более 17 тысяч человек. И хотя в бюджете системы здравоохранения округа отдельной строкой средства на оказание медпомощи представителям малых народов не прописаны, по словам губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина, в главных нормативно-правовых актах региона закреплена обязанность властей создавать и поддерживать комфортную среду для них. Так, в 2013 году казна выделила более двух миллионов рублей на зубопротезирование, четыре миллиона - на обеспечение новорожденных "приданым" (перед выпиской из роддома коренная северянка бесплатно получает все необходимое для младенца на первые несколько месяцев), более 13 миллионов - на противотуберкулезные мероприятия. Еще 560 миллионов рублей направлены на обеспечение бесперебойной работы санитарной авиации.
На особенностях организации этой службы стоит остановиться подробнее. Тундра таит немало опасностей: несчастные случаи на охоте или рыбалке, осложненные роды, детские хвори... По номеру 03 "скорую" здесь не вызвать: ни связи, ни дорог. Выручают спутниковые телефоны (тундровиков обеспечивают ими бесплатно) и северная "неотложка" - вертолет со специалистами-медиками на борту.
Сегодня в ЯНАО работают пять отрядов санитарной авиации. Прилетев на вызов, врачи либо оказывают помощь на месте, либо принимают решение о доставке больного в больницу. Ежегодно бригады совершают почти 1300 вылетов, находясь в воздухе 4-4,5 тысячи часов. В прошлом году "летучие доктора" вывезли из отдаленных стойбищ около 5,5 тысячи больных, из них по экстренным показаниям - 4483 человека. Половина пациентов - дети и женщины.
В 2013 году ямальская санавиация добилась права летать ночью, став единственным в стране подразделением с круглосуточным графиком работы.
- Аэропорты Ямала работают по графику: в будние дни с 8 до 19 часов. Из-за этого авиакомпании всегда отказывали в выполнении заданий ночью, - говорит руководитель службы санитарной авиации, врач высшей категории Владимир Бродский. - Нам удалось вывести посадочные площадки за пределы аэропортов, оборудовать их в соответствии с требованиями, и с января 2013 года санитарная авиация летает круглосуточно.
Ночные полеты спасли уже немало человеческих жизней. Например, буквально несколько дней назад на Бованенковском месторождении успешно приняли роды у северянки с Тамбея. "Вертушка" прибыла в поселок вовремя, однако погода не давала вылететь ни в один населенный пункт региона, единственно возможным оставалось направление на Бованенково. Именно там, в медсанчасти, местный хирург и акушер из бригады санавиации сделали роженице кесарево сечение.
Отвоевав право летать по своему графику, ямальские врачи сейчас бьются за возможность использовать в регионе "тяжелую" авиацию.
- Всероссийский центр медицины катастроф настаивает на том, чтобы северяне приобретали малые вертолеты, - рассказывает Бродский. - В них, помимо пилота, входит лишь два-три человека. Нам такая техника не подходит: одного лежачего больного разместим, а если их больше? Мое мнение таково: использование в арктической зоне легких вертолетов нецелесообразно.
Приводят врачи и еще один аргумент, довольно неожиданный для коллег с Большой земли: вместительные машины необходимы для проведения реэвакуации - возвращения выздоровевших домой. Как правило, это точки, настолько удаленные от малейших признаков цивилизации, что иного пути, кроме как по воздуху, туда нет.
- В Москве не понимают, как можно развозить вертолетом пациентов по домам, - смеется Владимир Бродский. - Конечно, по одному мы никого не возим, люди "накапливаются" здесь, в больнице Салехарда - для их проживания у нас есть пансионат. И как только в нужную сторону отправляется рейс, берем всю группу и по пути высаживаем, кому куда надо.
Санитарная авиация - не единственное звено в системе оказания медпомощи тундровикам. Ее ядро - фельдшерско-акушерские пункты - ФАПы. Их 22 (18 из которых в 2013 году полностью модернизированы). Это полностью оснащенные системами жизнеобеспечения и медицинским оборудованием сборно-разборные модульные конструкции, которые можно вводить в эксплуатацию и перемещать с места на место в максимально короткие сроки. Такие пункты базируются на факториях и в небольших национальных поселках. Кроме того, в округе работают передвижные медицинские отряды. Консультационную помощь удаленным больницам оказывает также созданный семь лет назад Центр телемедицины.
Справка "РГ"
Впервые для оказания экстренной медпомощи на Ямале в 1949 году был использован самолет "По-2". Вскоре появилась новая машина - самолет "Ли-2", который мог приземляться как на колеса, так и на лыжи. В середине 1950-х в ямальском небе появились гидросамолеты "Ан-2". В 1953 году в ЯНАО была сформирована первая передвижная бригада врачей.