19.12.2013 00:25
Общество

Медицинское образование в России находится на стадии реформирования

Возможности последипломного образования врачей растут
Российская газета - Фармацевтика: №286 (6262)
Идея последипломного образования и постоянного совершенствования знаний в течение всей жизни зародилась в России еще в 1885 году. Тогда в Санкт-Петербурге был открыт первый в мире клинический институт для подготовки и повышения квалификации врачей. Целостная система непрерывного образования врачей была создана в советское время и до сих пор функционирует. Но сегодня каждые пять лет происходит удвоение накопленной человечеством информации. Возникает необходимость в подготовке медицинских кадров по современным профессиональным стандартам. Поэтому система переживает период реорганизации.
Читать на сайте RG.RU

По закону врачи должны проходить профессиональную переподготовку каждые пять лет. Но и промежуток между этими курсами насыщается новой информацией. Ее обеспечивают текущие распорядительные документы - приказы Минздрава России, методические рекомендации, стандарты и протоколы лечения и т.д. Доступен широкий выбор специальной литературы, проходит множество научно-практических конференций, конгрессов и форумов, где есть реальная возможность обмена опытом и знаниями. А процесс компьютеризации позволяет врачу быстро осваивать профессиональное информационное пространство. За последние годы серьезно обновился парк диагностического и лечебного оборудования (в Москве, например, до 70%) - на всех этих аппаратах надо научиться работать. Как и во всем мире, у нас уделяется большое внимание краткосрочным целевым курсам по освоению новых процедур, новой техники, которые используются в медицине. Это также пополняет профессиональный багаж врача, обогащает его новыми знаниями и навыками.

Для современной системы последипломного образования характерны несколько важных особенностей. Во-первых, ее модульность. Для обучения по любой врачебной специальности и под конкретные задачи создаются отдельные модули, их можно компоновать между собой, под них разрабатываются программы, привлекаются в них разные специалисты. К примеру, по федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения" необходимо было создавать в региональных больницах модули по оказанию экстренной помощи при тяжелой сочетанной дорожной травме. Крупные медицинские центры в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре и ряде других городов могли сразу показать, как работает такой модуль. Эту технологию нужно было только тиражировать по стране. И подобная работа на базе этих модулей была проделана, модули заработали во многих ЦРБ и городских больницах вдоль федеральных трасс, и эта работа активно продолжается.

Второй особенностью современного последипломного образования является особое внимание фундаментальным наукам, современным достижениям в химии, генетике, биологии и т.д. Это, конечно, не значит, что из каждого врача надо делать ученого-биолога, но он должен хорошо знать научные основы своей работы. Но и без знания современных достижений науки врачу трудно решать сложные клинические задачи в хирургии, трансплантологии, нейрохирургии, кардиохирургии.

Третья важная инновация современного образования - симуляционные технологии. Еще недавно их рассматривали, как решение чуть ли не всех проблем. Сегодня к симуляторам отношение взвешенное. Несомненно, они должны использоваться в системе образования и подготовки в разных специальностях вплоть до создания виртуальных операционных и клиник. Но это не отменяет ни практики на животных, ни анатомички, ни работы у постели пациента.

Наконец, современное последипломное образование нельзя представить без дистанционного компонента. Оно применялось и прежде - лекции, операции ведущих врачей транслировались по телеканалам в отдаленные регионы. Сегодня за счет информационных технологий дистанционное обучение приобрело совсем другое качество - позволяет использовать разные методики, интерактивно контролировать знания обучающихся, моделировать различные практические ситуации. А также использовать технологии 3D и 4D, когда изображение объемно, его почти буквально можно "пощупать". Однако и оно не может полностью заменить практических навыков.

С подписанием Болонского соглашения мы приближаемся к европейской модели последипломного обучения врачей, с использованием так называемых "кредитов" - их начисляют за участие в различных научных конференциях, выступления на них, проведение исследований, подготовку публикаций и т.д. Все эти виды деятельности также повышают профессиональный уровень специалиста и являются основанием для получения сертификатов. А ведают сертификацией специалистов там не государственные органы, а профессиональные сообщества. Такая возможность закреплена и в нашем законе об образовании, но требуется время для ее реализации.

Первый шаг уже сделан. Координационный совет министерства здравоохранения, в который входят ректоры ведущих медицинских вузов страны, совместно с Национальной медицинской палатой инициировали пилотный проект по европейской модели обучения, включая привлечение к нему профессиональных медицинских организаций и начисление кредитов. Он принят в октябре с.г. и будет проходить в нескольких регионах в следующем году, начиная с Москвы. Участвовать в нем будут врачи, которые проходят обязательную переподготовку продолжительностью 144 часа. Примерно треть программы обучения взяли на себя профессиональные общественные организации. От 10 до 30% будет отдано дистанционному обучению, остальная часть по-прежнему остается за нашей академией или за вузом, участвующим в проекте. Но за пять лет между двумя курсами переподготовки врач должен будет набрать не менее 250 кредитов. Так, подготовка научной статьи будет оцениваться в 10 кредитов, выступление на конференции - в 5 кредитов и т.д.

В развитых странах дополнительное обучение врача-специалиста после окончания вуза - в так называемой резидентуре - занимает от 4,5 до 7 лет. В нашей стране обучение в интернатуре продолжается всего один год, а в ординатуре - два года. Этого явно недостаточно. Можно ли сказать, что уже вся система последипломного образования модернизирована полностью? Думаю, что пока она только складывается в новом формате, реализованы лишь отдельные ее фрагменты. Она, несомненно, будет совершенствоваться, поскольку служит основой повышения качества медицинской помощи, которому сегодня уделяется особое внимание. Мы вступили в стадию реформирования последипломного образования, которые диктуют само время и цели, поставленные перед российским здравоохранением.

Евгений Евдокимов, проректор Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) Минздрава России

Позиция

Леонид Паршенков, генеральный директор компании Abbott в России:

- Непрерывное образование играет чрезвычайно важную роль в профессиональном развитии медицинских специалистов и повышении стандартов качества оказания помощи пациентам. Компания Abbott стремится поддерживать медицинских специалистов в освоении новейших достижений медицины, проводя информационные и образовательные программы для врачей, пациентов и потребителей. Один из таких примеров - партнерский проект с Центральным научно-исследовательским институтом организации и информатизации здравоохранения Минздрава России. Он знакомит медицинских специалистов с особенностями региональных программ модернизации российской системы здравоохранения с учетом специфики регионов. Проект реализуется второй год подряд. В прошлом году в образовательных семинарах в крупнейших городах России приняли участие более 500 работников здравоохранения. В этом году проводятся двухдневные конференции с участием специалистов института в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Екатеринбурге. До конца года в них примут участие около 600 сотрудников региональных учреждений здравоохранения. Партнерство института и компании Abbott не только соответствует приоритетам российского правительства по модернизации национальной системы здравоохранения, но и отражает стремление компании поддерживать развитие научного и профессионального потенциала российского медицинского сообщества.

Юрий Мочалин, директор по корпоративным связям и работе с государственными органами компании "АстраЗенека Россия":

- Система непрерывного медицинского образования России еще не вполне отвечает требованиям времени. В мировой практике она подразумевает не только классическое постдипломное образование, но и системное участие в научных конференциях, ведение научной работы, участие в онлайн обучающих программах. Все эти активности учитываются, как часть непрерывного медицинского образования, количество и качество которого оценивается по балльной системе. Российские же врачи должны проходить обучение раз в пять лет, что не дает им возможности в полной мере получать актуальную медицинскую и научную информацию. Кроме того, из-за незнания английского языка большинство специалистов зачастую оторвано от международного научного сообщества.

Вячеслав Бурмистров, медицинский директор "Эли Лилли" в России и СНГ:

- В течение многих лет фарминдустрия поддерживает процесс обучения врачей и приобретения ими новейших знаний в области медицины и фармакологии. Ни для кого не секрет, что большинство новых лекарств, а значит и новых диагностических, терапевтических подходов, разрабатываются в фармацевтических компаниях, которые, в свою очередь, продолжают активно инвестировать и поддерживать фундаментальную науку. Новые препараты и технологии позволили значительно увеличить продолжительность и качество жизни пациентов, и все эти знания необходимо своевременно передавать специалистам. В мире накоплен большой опыт эффективного сотрудничества между фармкомпаниями и организациями, отвечающими за профессиональное медицинское обучение. В результате такого партнёрства научное и медицинское сообщество получает доступ к новейшим достижениям медицины.

Здоровье Образование Минздрав