19.12.2013 00:23
Общество

Половина компаний реализуют меры поддержки здоровья своих работников

Здоровый образ жизни становится фактором экономического роста
Текст:  Иван Андреев
Российская газета - Фармацевтика: №286 (6262)
Здоровье населения, его сохранение и укрепление традиционно находятся в центре внимания государства. Однако оно зависит не только от развития медицинской помощи, но и от множества других факторов, и первый среди них - образ жизни. В развитых странах давно осознали, что болезни дешевле предотвращать, чем лечить. Профилактическая направленность и важность здорового образа жизни постоянно декларируется как главный принцип и нашего здравоохранения.
Читать на сайте RG.RU

Однако на законодательном уровне профилактика становится приоритетом в сфере охраны здоровья и в нашей стране лишь с принятием Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Неслучайно в последние десятилетия проблематика образа жизни постоянно в фокусе исследований ученых, и не только медиков, но и социологов, психологов, экономистов, специалистов по государственному управлению.

В русле подобных принципов Ассоциация международных фармацевтических производителей (AIPM) провела в 2011 году в России исследование, посвященное восприятию населением вопросов личного здоровья. Тогда выяснилось, что наши сограждане высоко ценят здоровье и осведомлены об основных факторах риска: курении, злоупотреблении алкоголем, неправильном питании и низкой физической активности. Однако лишь 8,7% взрослого населения не подвержены ни одному из этих рисков и более 90% - подвержены хотя бы одному. То есть в представлении большинства россиян здоровый образ жизни не ассоциируется с контролем основных факторов риска, а реальное поведение расходится с декларируемыми ценностями здоровья.

В 2013 году AIPM совместно с Международной федерацией фармацевтических производителей и ассоциаций (IFPMA) инициировала новое исследование, нацеленное на изучение политики государства в сфере здорового образа жизни. Результаты исследования планируется представить широкой общественности в начале следующего года, но первые выводы уже можно сделать.

Как показало исследование, набор реализуемых сегодня в России инструментов политики в формировании здорового образа жизни ограничен в сравнении с другими странами - в большей степени используются запретительные меры, чем мотивационные механизмы. Политика здорового образа жизни традиционно считается прерогативой министерства здравоохранения, тогда как в других странах к этой деятельности активно подключаются другие институты, в том числе региональные, активную роль играют предприятия и работодатели.

В России на многих предприятиях действуют те или иные меры поддержки здоровья работников, однако их распространенность, состав и эффективность не изучены. Вместе с тем важность подобных программ очевидна: взрослый человек проводит на рабочем месте как минимум треть своей жизни, а работающие граждане составляют около половины населения страны.

AIPM провела комплексный анализ международного опыта корпоративных программ здоровья и российских практик в этой сфере. Использовались данные специальных социологических опросов, проведенных по заказу НИУ "Высшая школа экономики" автономной некоммерческой организацией Информационно-издательский центр "Статистика России" в 2011 году (анкетирование 2500 работодателей) и по заказу AIPM - компанией Aston Consulting в 2013 году (углубленные интервью в 10 российских компаниях и организациях, 8 фокус-групп с работниками предприятий).

Оказалось, что в среднем по стране около 54% организаций реализуют те или иные меры поддержки здоровья работников, однако среди них доминируют наиболее простые и массовые меры, не требующие тщательной разработки и не привязанные к особенностям производства или потребностям работников, не дифференцированные по группам участников. Отсутствует программный принцип построения корпоративной политики в этой сфере, не проводится серьезных оценок эффективности. Среди препятствий к реализации программ здоровья большинство предприятий отмечают недостаток финансирования (66% опрошенных), недоверие работников и нехватку опыта (21% и 20% соответственно). Особые сложности испытывают предприятия среднего и малого бизнеса. Но даже руководители крупных компаний, активно инвестирующие в здоровье, готовы тратить больше на спортивные мероприятия и оплату спортивных занятий, если эти расходы можно будет относить на себестоимость, как это разрешено налоговым законодательством в отношении расходов на лечение и обучение.

Отношение работников к действующим и предлагаемым мерам в целом положительное, хотя предпочтение отдается финансовой поддержке - например, субсидированию здорового питания или спортивных занятий. Из расширенного набора возможных мер большая часть (14 из 17) получила одобрение, что подтверждает серьезный потенциал развития корпоративных программ здоровья.

Полученные результаты позволяют говорить о целесообразности государственной поддержки корпоративных программ по формированию здорового образа жизни. Возможные формы такой поддержки представлены в рекомендациях AIPM: от прямого или косвенного софинансирования отдельных мероприятий до предоставления информационной, организационной и методической помощи. Государственная поддержка принесет выгоду и работникам (хорошее здоровье), и работодателям (продуктивность и выручка, снижение текучести кадров, лояльность персонала), и обществу в целом (рост ВВП, сокращение медицинских расходов).

Здоровье