Все это является одним из условий проведения в регионе матчей чемпионата мира по футболу. Для этих преобразований будут использованы средства федерального и областного бюджетов, а также деньги из внебюджетных источников. Например, федеральная программа подготовки к проведению чемпионата предусматривает реконструкцию и модернизацию трех объектов в Самарской области: аэропорта Курумоч, автомобильной дороги Волжский - аэропорт Курумоч и Московского шоссе на участке от проспекта Кирова до АЗС N 115 "Роснефть". Общая стоимость финансирования этих работ составляет 26 миллиардов рублей, из них 19 миллиардов - средства федерального бюджета, 1,2 миллиарда - средства Самарской области. Еще 5,8 миллиарда рублей будут привлечены из внебюджетных источников.
Как сообщили в правительстве области, сейчас идет проектирование автодороги Волжский - аэропорт Курумоч и Московского шоссе, которые станут основным маршрутом следования гостей и участников чемпионата, прибывших в Самару наземным и воздушным транспортом. Всего на реконструкцию этих автодорог предусмотрены средства в размере 12,2 миллиарда рублей из федерального и областного бюджетов.
В то же время в регионе впервые за долгие годы развернулись масштабные дорожные работы. Ключевое значение при этом имеет ремонт федеральной трассы М5. В 2013 году отремонтировано и реконструировано 173,6 километра этой дороги. Год назад ремонту подвергся участок трассы протяженностью 79,3 километра, в 2011 году - 83,5 километра, а в 2010-м - лишь 14 километров. В следующем году планируется привести в порядок 140 километров дороги М5. Вырастет и объем финансирования. В этом году на дорожные работы в федеральном бюджете было запланировано 6,6 миллиарда рублей, в следующем году - уже 10 миллиардов.
Что касается региональных дорог, то, как заверяют областные власти, ежегодно в регионе будет приводиться в нормативное состояние 150-170 километров трасс.
Один из крупных дорожных проектов, который планируется реализовать к ЧМ-2018, - это автомагистраль "Центральная". Необходимость ее строительства обусловлена значительной проблемой, осложняющей автомобильное движение по самарским дорогам, - отсутствием улиц, по которым можно было бы организовать "сквозное" движение через весь город. Введение в уличную сеть магистрали "Центральная" решит ряд крупных транспортных проблем Самары.
Кроме того, в ходе подготовки к ЧМ-2018 капитальному ремонту будет подвергнут ряд самарских улиц. Масштабной реконструкции подвергнутся проспект Кирова (планируется расширить дорогу) и улица Ново-Садовая (на пересечении с другими улицами планируется создать многоуровневые развязки), а также Мичурина, Дачная, Ташкентская, XXII Партсъезда (от ул. Солнечной до проспекта Кирова) и ряд улиц вблизи Радиоцентра.
Важными объектами дорожной инфраструктуры к мундиалю являются мостовые переходы Кировский и Фрунзенский, которые обеспечат дополнительные въезды в Самару.
Мостовой переход Кировский позволит разгрузить автомобильное движение по Южному мосту, так как на него будет перенаправлен поток грузового транспорта, везущего товары на промышленные предприятия города. Общая протяженность мостового перехода составит 10,88 километра, сам мост имеет длину 600 метров.
Мостовой переход Фрунзенский свяжет Самарский и Куйбышевский районы города и позволит разгрузить транспортный поток на мосту по улице Главной. Общая протяженность первого этапа - 2,67 километра. Здесь предусмотрено строительство мостов через реку Самара и озеро Банное, транспортной развязки на улицах Шоссейной и Фрунзе.
Еще один мостовой переход - в районе села Климовка - будет построен в обход Тольятти с выходом на трассу М5. Это позволит значительно разгрузить Жигулевскую ГЭС и Тольятти от большегрузного транспорта. Идею возведения моста реанимировал губернатор Николай Меркушкин, начавший ее продвижение на федеральном уровне. В июле в регионе побывал министр транспорта РФ Максим Соколов, который заявил, что в Москве уже прорабатывается проект строительства, и предложил привлечь к работе частных инвесторов - резидентов особой экономической зоны.
Будет модернизировано и управление транспортной инфраструктурой Самары. Так, планируется организовать систему централизованного управления пассажирскими перевозками на период проведения футбольных матчей. Кроме того, будет внедрена интеллектуальная система управления дорожным движением, которая позволит оперативно рассчитывать обстановку на дорогах и регулировать движение транспорта в зависимости от различных параметров, к примеру, времени суток, интенсивности потоков.
Решить проблему транспортного обслуживания гостей чемпионата мира по футболу, их доставки к стадиону в поселке Радиоцентр также планируется при помощи скоростного трамвая, который будет ходить от стадиона до железнодорожного вокзала. Для этого необходимо реконструировать 15,5 км существующего трамвайного пути и построить новую линию протяженностью 2 км от улицы Ташкентской до планируемого места разворота.
Между тем
К 2018 году будет завершено строительство трех станций метро. Сейчас работы ведутся на станции "Алабинская", ввести в эксплуатацию которую планируется в следующем году по усеченной схеме: открыта будет только одна из линий. На это потребуется 1,4 миллиарда рублей. В 2015 году станцию можно будет завершить в полном объеме, со всеми перегонами, после чего откроют всю улицу Ново-Садовую.
Общая стоимость работ составит 2,9 миллиарда рублей. Для постройки еще двух станций - "Самарской" и "Театральной" - потребуется дополнительно 10-11 миллиардов рублей.