До сих пор модернизация ЕГЭ планировалась очень аккуратная и постепенная. Сначала - в 2015 году - хотели начать сдавать информатику на компьютерах, а в экзамены по иностранному языку ввести часть "говорение". Потом - к 2020 году - сделать ЕГЭ по иностранному языку обязательным. Но теперь, после неоднократных указаний президента Путина, в итоговую школьную аттестацию должны вернуть сочинение.
По закону об образовании выпускники могут сдавать экзамены только в одном формате - ЕГЭ. То есть - в пунктах проведения на обезличенных бланках с последующей проверкой экспертами и оценкой работ по заранее объявленным критериям. Как вписать в этот формат сочинение - непонятно.
- Просто взять и ввести обязательный экзамен по литературе сейчас невозможно, - рассуждает член общественного совета минобрнауки, учитель русского языка и литературы Сергей Волков. - Тогда на плечи словесника ляжет подготовка сразу к двум обязательным экзаменам из трех. Сейчас уроки литературы в старших классах частично используются для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Значит, надо перекраивать программу и повышать зарплату словесникам.
Если придерживаться указания президента строго, то ученики должны сначала выполнить некий проект, его результаты представить в виде сочинения и потом его публично защитить. Устное выступление хуже всего поддается оценкам в формате ЕГЭ - именно из-за этого несколько раз откладывали срок введения "говорения" в экзамены по иностранным языкам.
Кроме того, эти проекты надо еще сделать. Если экзамен будет принимать комиссия, то за подготовку работ явно будет отвечать учитель. Если он ведет уроки в параллели из двух классов, значит, ему придется выступить научным руководителем 50-60 проектов одновременно. Проектным методам сейчас учат ребят в младших классах, но их старшие товарищи, как и большинство учителей средней школы, этого просто не умеют. Соответственно, на учителей-филологов ляжет огромная нагрузка.
Тем не менее задача стоит и ее надо выполнять. Искать выход из этой ситуации взялись члены общественного совета минобрнауки.
Поиск компромиссных вариантов решили вести до апреля, чтобы продумать все варианты и предложить минобрнауки оптимальный. После чего у образовательного ведомства останется достаточно времени, чтобы до сентября принять все необходимые нормативные акты и подготовить поправки к законам. Тогда у выпускников останется еще целый учебный год, чтобы подготовиться к изменениям.
Впрочем, настороже надо быть не только 11-классникам. По одному из проектов реформы ЕГЭ по русскому языку будут сдавать после 9-го класса, когда программа этого предмета официально заканчивается. Тогда проект-сочинение можно делать в 10-м классе, его успешная сдача становится допуском на все оставшиеся экзамены ЕГЭ.
Впрочем, есть и относительно консервативный вариант. Кардинально ничего не трогать, но расширить часть "С" экзамена по русскому языку, превратив его заодно и в экзамен по литературе.
Какой из вариантов выберут эксперты, станет известно в апреле. К тому же времени минобрнауки должно определиться с введением в дополнение к ЕГЭ конкурса портфолио выпускников, среднего балла аттестата и других новаций. Но все они вступят в силу не раньше 2015 года.
Уважаемые читатели! Обращаем ваше внимание на то, что номера "РГ-Недели", выходящие 26 декабря и 9 января, будут доставляться только подписчикам. Льготные категории населения следующий номер "РГ-Недели" получат 16 января.