Однако возможности для модернизации у российских НПЗ есть. Надо сказать, что власти периодически напоминают нефтяникам о том, что эту проблему необходимо решать. Последний раз этой темы коснулся премьер-министр Дмитрий Медведев. В ходе заседания правительства, которое состоялось в конце октября 2013 года, он заметил, что "мы должны сконцентрироваться на модернизации отрасли. Речь идет о реконструкции и строительстве установок переработки нефти, о повышении того, что принято называть глубиной переработки, и об увеличении необходимых объемов производства".
По его словам, существенное влияние на это должна оказать конкуренция. "У нас начал формироваться реальный товарный рынок, но тем не менее в сфере конкуренции проблем много: часть из них новая, часть из них досталась нам в наследство с прежних времен", - отметил премьер.
При этом пока в нефтяной отрасли сохраняются невысокие показатели коэффициентов извлечения нефти и глубины переработки, признают в минэнерго. Хотя за последние три года только инвестиции в модернизацию отечественных нефтеперерабатывающих заводов составили 543 млрд рублей. Одновременно и здесь можно процитировать главу минэнерго Александра Новака, за последние три года объем нефтепереработки стал максимальным после распада СССР и превысил 270 млн тонн.
Потенциал для дальнейшего увеличения объемов, кстати, есть. Так, эксперты бизнес-школы "Сколково" еще в начале года провели исследование, в ходе которого констатировали, что если планы компаний по модернизации российских НПЗ, зафиксированные сейчас в так называемых четырехсторонних соглашениях, будут полностью реализованы, объем первичной переработки вырастет до 296 млн тонн к 2020 году. Глубина переработки вырастет с 72 до 85%.
Вот только одна проблема вырисовывается: в России возникнет избыток бензина, рынка для сбыта которого может и не быть, считает ряд экспертов. Действительно, высококачественный бензин предполагает наличие автомобиля, двигатель которого для этого вида топлива и предназначен. В то время как средний возраст легковушек в России - около 12 лет. При этом средний возраст иномарок в России - 9 лет, отечественных автомобилей - 14,9 года. Лидерами по срокам эксплуатации стали автомобили Волжского автозавода - средний возраст Lada - 13,6 года, на втором месте Toyota с показателем 12,3 года, на третьем еще один японский производитель Nissan - 9,1. Замыкают пятерку ГАЗ и "Москвич", с внушительными цифрами в 17,6 и 25,4 года соответственно.
В то же время, подчеркнул ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев, сейчас намечается другая, вполне позитивная тенденция. "Растет экспорт бензина из России, за последнее время налицо весьма хорошая динамика, наше топливо востребовано за границей и мы экспортируем весьма неплохие объемы.
К тому же бензин - это товар с более высокой добавленной стоимостью, чем сырая нефть", - сообщил он "РГ".
По данным Федеральной таможенной службы, которая недавно опубликовала показатели экспорта с января по сентябрь 2013 года, объемы продажи за границу автомобильного бензина выросли сразу на 50,9%, солярки -
на 22,7%, другого жидкого топлива -
на 12%. При этом объемы экспорта сырой нефти снизились на 1,6%.
В то же время, резюмирует Рустам Танкаев, с модернизацией НПЗ есть и определенные проблемы. "В существующих экономических реалиях руководство заводов зачастую проводит модернизацию не тогда, когда это необходимо рынку, когда новое топливо будет востребовано. Модернизация зачастую начинается в тот момент, когда для этого есть возможность - технологическая или финансовая", - подчеркивает эксперт
Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ
Рынок "съест" и новый хороший бензин, и старый. При этом низкооктановое топливо в стране уже почти и не выпускается.