20.12.2013 16:22
Культура

В Казани показали раскадровки "Ну, погоди!" и "Тома и Джерри"

Текст:  Олег Корякин (Казань) Олег Косов
В галерее Казанского кремля "Манеж" открылась выставка "Волшебство анимации".
Читать на сайте RG.RU
Выставка "Волшебство анимации"

Она рассказывает об истории этого удивительного искусства и позволяет в какой-то мере побывать по ту сторону экрана - на "кухне" мультипликаторов.

Экспозиция приехала в Казань из Московского музея анимации. Здесь представлены старинные анимационные приборы, игрушки, фрагменты раскадровок и эскизы легендарных отечественных и зарубежных мультфильмов. Среди них "Ну, погоди!", "Бременские музыканты", "Котенок по имени Гав", "Микки Маус", "Том и Джерри", "Губка Боб". Все мы сотни раз смотрели эти анимационные ленты. А вот наблюдать, как рождались на бумаге известные мультипликационные герои, вряд ли кому доводилось.

Немало на выставке экспонатов, которые нужно просто непременно трогать руками, а иначе мультфильм не увидишь. Это интерактивные копии всевозможных анимационных устройств XIX-XX веков: волшебный фонарь, стереоскоп, зоотроп, кинеограф, теневой театр.

Михаил Алдашин: Аниматоры не размножаются в неволе

Есть здесь и современная аппаратура, причем также доступная. Любой желающий с помощью специалистов может снять на экспозиции собственный мультфильм за 40-50 минут.

По словам креативного директора Московского музея анимации Кирилла Поликарпова, искусству мультипликации ни много ни мало - десять тысяч лет.

- Когда мы начинаем рассматривать рисунки древнего человека, то видим там бегущих животных и охотников, - говорит он. - У нас есть технология, позволяющая анимировать эти изображения. Вот вам и волшебство! Анимация - это статика в движении.

К сожалению, сетует Кирилл Поликарпов, сейчас практически никто не помнит режиссеров, стоящих у истоков отечественной анимации. Это Владислав Старевич и Александр Алексеев. Любопытно, что Старевич по профессии был энтомологом. Еще на заре кинематографа он решил сделать фильм о жизни жуков, но тогда просто не существовало макросъемки. Тогда ученый предпринял попытку по кадрам снять препарированных насекомых, но из этого ничего не вышло. Хрупкие жуки рассыпались. После чего Станислав Старевич решил заменить их куклами. Так появилась кукольная анимация.

Александр Алексеев изобрел игольчатый экран, состоящий из более чем миллиона иголок. Их утапливали или вытаскивали из плоскости под объективом камеры при специальном освещении. В результате возникали различные картинки.

Как известно, бум отечественной мультипликации приходится на 60-80-е годы. Интересно, что при всей самобытности она все же подверглась влиянию Голливуда.

- Хрущев во время визита в США увидел диснеевские мультфильмы и был поражен, - рассказывает Кирилл Поликарпов. - И когда приехал в СССР, дал указание снимать аналогичные картины. Так, например, появилось "Краденое солнце". Лента полностью сделана под Диснея - персонажи, динамика.

Впрочем, по доброте и человечности наши мультфильмы все же превосходили американские, уверен креативный директор Московского музея анимации.

- Не зря Папа Римский Иоанн Павел II в одной из своих проповедей сказал, что, если вы хотите воспитывать своих детей в духе гуманизма, показывайте им советские мультфильмы, - говорит он. - Но тогда в стране был широкий прокат анимационных картин, и это влияло на формирование вкуса. Работали худсоветы, существовала приемная комиссия, которая формировала сетку вещания. Тематические мультфильмы воспитывают общество. Сейчас нам этого не хватает.

Анимация Казань Волга-Кама