Наиболее остро проблема доступа дошкольного образования для детей от трех до семи лет остается в 17 субъектах РФ. Самый высокий показатель в Республике Тыва - 28,8 процента. Об этом сообщила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова на заседании Госсовета. И отметила риск провала президентского указа об обеспечении 100 процентов доступности дошкольного образования для детей от трех до семи лет к 2016 году.
По ее словам, на начало 2013 года в детских садах нуждались 2,4 миллиона детей. В то же время, число новых мест, которые планировалось создать в этом году, удовлетворяет эту потребность лишь на 15 процентов. Решать проблему предлагается за счет частного сектора дошкольного образования, что в регионах развито очень слабо.
"Образование в семейных группах или у индивидуальных предпринимателей получают только 12,2 тысячи детей - это всего 0,2 процента от общей численности охваченных дошкольным образованием", - сказала глава СП.
Счетная палата, по словам Голиковой, выявила также "существенные недостатки" в работе региональных властей по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. В регионах нет достоверных данных о реальных объемах аварийного жилья и фактическом состоянии инженерных систем, отметила она. При этом Фонд реформирования ЖКХ до сих пор не сформировал реальные программы полной ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда до 1 сентября 2017 года.
"Прогнозный план по ликвидации аварийного жилья, включающий 10,7 миллиона квадратных метров, не соответствует официальной статистике, где этот показатель составляет не менее 13,4 миллиона квадратных метров", - привела пример Голикова.
"Очевидно, что регионы занижают показатели, исходя из бюджетных возможностей. При таком подходе завершение данной программы до 1 сентября 2017 года проблематично", - предупредила Голикова.
И предложила изменить механизм софинансирования программ по ликвидации ветхого и аварийного жилья, исходя из индивидуальных потребностей региона. Татьяна Голикова сказала, что по проведенным Счетной палатой РФ контрольным мероприятиям в Орловской области и Республике Бурятия, при капитальном ремонте и строительстве практически не применяются современные энергоэффективные и экологичные технологии, а также современные технологии производства строительных материалов, которые способствовали бы снижению стоимости самого строительства.
"Эта ситуация связана, в первую очередь, с отсутствием технического регулирования отрасли, устаревшими нормами и правилами строительства, необязательностью применения современных зеленых стандартов и технологий", - отметила она.
Глава контрольного ведомства предложила внести изменения в Градостроительный Кодекс РФ, учесть разработку и утверждение технического регламента по установке энергоэффективности и экологичности зданий и сооружений, а также о создании системы ценового нормирования строительной отрасли с учетом территориальных особенностей. Речь шла также об бюджетных инвестициях, которые направляются не на модернизацию производства и высокопроизводительных рабочих мест, а используются, к примеру, для размещения на депозитных счетах.
Вывод - одним из основных условий выделения средств должно стать принятие программ повышения производительности труда. По словам Голиковой, в некоторых госпрограммах производительность труда не включена в перечень целевых показателей и индикаторов. Это касается госпрограммы по развитию сельского хозяйства и регулирования рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия. А госпрограммой развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности предусматривается повышение производительности труда в промышленности к 2018 году в 1,42 раза, что ниже целевого ориентира (1,5 раза).
"А ведь именно эта программа, по логике, должна была бы быть интегральной с точки зрения достижения показателей производительности труда", - сказала Татьяна Голикова. Кроме этого, по мнению главы контрольного ведомства, целесообразно изменить подход к инвестициям в уставные капиталы акционерных обществ за счет федеральных средств с учетом их влияния на рост производительности труда.